СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Роль особых экономических зон туристско-рекреационного типа в развитии конкурентоспособности территорий

Под особой экономической зоной (сокращенно ОЭЗ) понимается ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) - вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма.

Цели туристско-рекреационных зон:

повышение конкурентоспособности туристской деятельности;

развитие лечебно-оздоровительных курортов;

развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний.

Постановлениями Правительства РФ создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа в:

Калининградской области - «Куршская коса» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 73);

Краснодарском крае (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 70);

Ставропольском крае - «Кавказские Минеральные Воды» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 71);

Алтайском крае - «Бирюзовая Катунь» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 69);

Республике Алтай - «Алтайская долина» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 67);

Республике Бурятия - «Байкальская гавань» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 68);

Иркутской области - ОЭЗ на территории п. Листвянка (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 72).

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201 на территории острова Русский Приморского края создана туристско- рекреационная особая экономическая зона. В 2012 г. здесь пройдет саммит организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Создание туристско-рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата в России, появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.

Отличия туристско-рекреационных зон от экономических зон: могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований;

на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;

в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;

земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

Особый интерес туристско-рекреационные зоны, в отличие от промышленно-производственных и технико-внедренческих зон, будут представлять для малого и среднего бизнеса, поскольку весь бизнес здесь связан со сферой услуг.

Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы:

снятие 30 % ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды.

возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент.

может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль.

По расчетам Министерства экономического развития и торговли, до 2026 г. федеральный бюджет потратит на туристско-рекреационные зоны 44,5 млрд р., бизнес вложит в них более 270 млрд р., а налоговые поступления достигнут почти 260 млрд р. Поток туристов на эти территории вырастет с 3 млн до 9,7 млн чел. А вклад туризма в ВВП уже к 2016 г. увеличится почти с нуля до 2%, а с учетом мультипликативного эффекта - до 9%.

После того как механизм создания туристских зон будет полностью отработан, будет объявлен еще один конкурс на создание экономических зон туристского типа. Однако, это произойдет не ранее чем через 2 года.

Действующая модель развития туристических зон требует серьезного анализа и доработки. Фактически разработана новая стратегия развития туристических особых экономических зон, направленная на системное преодоление ряда существующих ограничений роста.

Концепция развития ОЭЗ туристско-рекреационного типа в России выбрана правильно. Но не все ОЭЗ развиваются. Прошло уже более 4 лет, а реально из 7 заявленных зон в стадии развития находятся только три. Это «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, «Алтайская долина» в Республике Алтай и «Байкальская гавань» в Республике Бурятия. Требуется детально проанализировать ситуацию, и понять, почему в одних регионах туристические зоны развиваются, а в других - нет. Отсутствует финансирование в должной мере? Региональные власти не заинтересованы? Неправильно выбрана концепция развития ОЭЗ или частный бизнес не идет?

Ведь действующая концепция ОЭЗ туристско-рекреационного типа разрабатывалась и утверждалась в докризисном 2007 г. Но мировой финансовый кризис изменил экономическую ситуацию. Инвестиционные процессы замедлились. Крупные финансовые группы не спешат вкладывать деньги в отельный бизнес в ОЭЗ. А ведь в проекте туристической зоны существуют гостиничные комплексы стоимостью в несколько сотен миллионов рублей, строительство которых сегодня не по карману среднему и малому бизнесу. Вместе с тем, лишь этому региональному бизнесу сегодня интересны инвестиции в туристические зоны. Это объективные условия, и, возможно, в этих новых условиях нужно скорректировать базовые параметры развития ОЭЗ туристско-рекреационного типа, расширить возможности для вхождения резидентов на площадку турзоны.




Н. А. Жабреева Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Коммерческий торговый представитель': 66