Целью данной статьи является выявление специфики маркетинговых исследований относительно гостиничного хозяйства в Уральском регионе.
Маркетинговое исследование представляет собой форму бизнес- исследования и направление прикладной социологии, которое фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике.
Маркетинговые исследования позволяют решать следующие задачи:
определение тенденций, действующих на рынке товаров, составление прогнозов развития рынка; проведение анализа и оценки конкурентов; проведение общей сегментации рынка; разработка эффективных каналов продвижения продукции на интересующие рынки; выявление особенностей покупательского спроса и требований, предъявляемых потребителями; проведение мониторинга цен.
Объектами маркетинговых исследований могут выступать: состояние и тенденции в развитии рынка; состояние и тенденции в изменении конкурентной среды; состояние и тенденции в развитии спроса; возможности фирмы; угрозы внешней среды.
Далее рассмотрим специфику маркетинговых исследований в сфере гостиничного хозяйства.
Рынок гостиничных услуг, как и рынки многих других товаров и услуг, характеризуется существованием большого количества групп потребителей, различающихся вкусами, предпочтениями, уровнем доходов. И даже если эти группы представляют клиентов или потребителей одного отеля (или продукта), мотивация приобретения продукта различна. Например, клиентами одного и того же отеля могут быть бизнесмены, путешествующие туристы и участники конференций. Очевидно, что мотивы и цели их покупок, требования к одному и тому же продукту отеля будут далеко не одинаковы.
Путешествующие туристы, более чувствительные к уровню цен, чем командированные бизнесмены или организаторы мероприятий. Первые заказывают, как правило, двухместное размещение, а также обеды и ужины по специальному (групповому) меню. Те, кто платит деньги не из собственного кармана, могут заказывать более дорогое размещение, питание и т.п. Как правило, ими же востребованы и дополнительные услуги гостиницы - телефонная связь и подключение к интернету в номере, услуги бизнес-центра, комнаты для переговоров, возможность аренды технического оборудования и т.д.
На сегодняшний день специальные маркетинговые программы гостиниц и введение новых технологий стало неотъемлемой частью корпоративной политики и залогом успешного ведения бизнеса.
Менеджмент отеля, обладая знаниями и навыками управления, как правило, всегда стремится найти и предложить клиентам новые виды услуг. Постоянные изменения в номенклатуре услуг - один из важнейших элементов целевой стратегии отеля, направленной на формирование конкурентных преимуществ.
Разработка новых продуктов является необходимым условием поступательного развития любого гостиничного предприятия, о чем свидетельствуют следующие факторы:
жизненный цикл продукта - все существующие продукты имеют свойство устаревать, т.е. спрос на них с течением времени падает, поэтому менеджменту отеля важно искать способы совершенствования существующих и разработки абсолютно новых продуктов, которые смогут заменить устаревающие;
конкуренция - успешная новинка, предложенная отелем на рынке, позволяет ему приобрести конкурентные преимущества, и наоборот, успешная новинка отеля-конкурента ослабляет позиции вашего отеля на рынке;
потребительские вкусы - с течением времени меняются вкусы и предпочтения гостей, которые с интересом воспринимают появление нового предложения;
структура рынка - под воздействием политических, экономических, технологических, социально-культурных и других изменений в обществе меняются и сам рынок, и его структура. Успех возможен лишь за счет своевременной адаптации отелем своей продуктовой политики к потребностям меняющегося рынка.
Новые гостиничные продукты можно разделить на три типа:
имитация - продукты, новые для данного отеля, но не для
рынка;
видоизмененные - обновленные уже существующие продукты;
подлинные новинки - уникальные продукты, в которых рынок испытывает действительную потребность.
Как свидетельствует опыт гостиничных корпораций, достигших успеха, нельзя все время ограничиваться совершенствованием уже существующих услуг и продуктов. Только по-настоящему новые продукты и услуги, ориентированные на незанятые участки рынка, могут принести гостиничному предприятию высокую отдачу. При этом новинки должны опираться на реальные возможности и ресурсы гостиницы.
Ориентация гостиничного предприятия на разработку и вывод на рынок новых продуктов требует использования передовых технологий обслуживания.
Передовая технология обслуживания - это совокупность всех существующих и применяемых отелем организационных, технологических, маркетинговых, финансовых, кадровых и других инструментов, методов и способов ведения бизнеса.
Примерами простейших технологий в гостиничном бизнесе могут служить технологии уборки номеров, приготовления различных блюд в ресторанах, стандарты сервировки, манера обращения с гостями, стандарты телефонного этикета, способы продвижения услуг на рынок и т.д. Использование таких технологий должно позволять гостинице извлекать выгоду из своей позиции на рынке и развивать сервисные и сбытовые возможности для увеличения своего конкурентного преимущества.
С целью выявления новых важных направлений нужно собрать информацию об уже существующих и появляющихся технологиях, которые можно применить для ведения бизнеса. При этом необходим обзор не только гостиничных технологий, но и тех, которые используют партнеры, поставщики и сами клиенты. Поиск целесообразно также вести в смежных и даже далеких от гостиничного бизнеса отраслях.
Рост экономических, культурных и деловых связей Уральского федерального округа (далее УрФО) ведет к оживлению гостиничного бизнеса. За последние 3-4 года в УрФО активность гостиничного строительства заметно увеличилась, что вызвано ростом экономических, культурных и деловых связей УрФО. К строительству коммерческой недвижимости, в том числе отелей, на территории округа проявляют интерес международные операторы и инвесторы.
По данным комитета по организации бытового обслуживания населения администрации Екатеринбурга, на 2007 г. в городе насчитывалось 66 средства размещения на 5.386 мест, в том числе 42 гостиницы, два автокемпинга и 22 дополнительных средства размещения, не попадающих в разряд отелей по номерному фонду и уровню предоставляемых услуг.
Несмотря на бурный рост рынка, отелей все еще не хватает, особенно в период деловой активности - с ноября по май (исключая новогодние праздники). Особенно остро ощущается нехватка гостиниц эконом- класса. В ближайшие 2-3 года эксперты прогнозируют резкое обострение конкуренции на гостиничном рынке Екатеринбурга. Как считают участники рынка, у сетевиков много возможностей, так как они нацелены на долгосрочную перспективу. В связи с этим, часть ныне существующих местных гостиниц будет вынуждена закрыться.
Таким образом, сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма.
Обобщая выше изложенные положения, следует заметить, что вопросы формирования благоприятных для гостиничного бизнеса условий требуют углубленной научно-аналитической проработки.
М. Д. Беляева, Н. Г. Соснина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 5260