Туризм, путешествия - неотъемлемая часть досуга современного человека. Сегодня мобильность людей стала куда более широка по сравнению с советским периодом. И если раньше не каждый мог решиться на поездку в другую страну, а тем более в Европу, то сейчас все больше и больше людей выбирают именно такой способ провести свой отпуск. Хотя, все равно остается ряд преград для тех, кто решил съездить заграницу. Как известно, помимо материальных затрат (на дорогу, проживание в другой стране, походы по магазинам за сувенирами для друзей, средств на экскурсии и переводчика) причиной отказа от поездки может стать подготовка необходимых документов. В частности рассмотрим проблему оформления визы.
Всем, кто хоть раз ездил, а может лишь собирался поехать в Европу, известно о том, что для такого путешествия необходимо оформлять соответствующие документы. И если загранпаспорт оформляется в Российской Федерации, является документом нашей страны, то для получения визы требуется подтверждение другого государства. Те, кто оформлял бумаги, знает, что это довольно трудоемкое занятие, причем отбирающее большую часть личного времени человека.
Учитывая экономические проблемы Европы, можно было бы ожидать, что она будет всячески способствовать привлечению туристов. Но, тем не менее, Англия и 26 стран Шенгенской зоны до сих пор не хотят упрощать получение виз: процесс подачи документов длительный и сложный, затраты велики, а в результате еще и само оформление может затянуться на неопределенное время. Более того, 1 из 17 заявок в 2010 г. была отклонена, причем все рекорды побила Бельгия - почти каждая пятая заявка была не подтверждена.
Желающие въехать в Шенген должны предоставить целую стопку документов, начиная от справки, доказывающей физическое здоровье, и заканчивая билетами на транспорт туда и обратно, а также броней номера в отеле. А если вы собираетесь посетить Францию, вам придется также предъявить последние отчеты о состоянии банковского счета; для въезда в Швейцарию вам необходимы справки о доходах за последние три месяца. Те, кто хочет провести время в Испании должны представить доказательства, что им хватит финансов для пребывания в этой стране, причем с расчетом, что они будут тратить там 64 евро в день .
Визовый вопрос был рассмотрен на прошедшем в декабре 2011 г. саммите России и ЕС. Приоритетное значение этого вопроса для Москвы связано с тем, что отмена виз серьезно облегчит контакты между Россией и ЕС. А это, в свою очередь, может положительно повлиять на темпы модернизации российской экономики и социальной сферы, и также привести к изменению характера отношений между странами, вывести их на более высокий уровень.
Россия представляет определенный интерес для Европы в визовых отношениях, потому что это не только важный партнер, богатый ресурсами, как природными, так и людскими, но и большой рынок. Но, несмотря на это, инициатива в переговорах находится на нашей стороне. Еще в мае 2011 г. глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Москва готова «хоть завтра» перейти на безвизовый режим. Конечно, в переговорах по поводу виз есть и определенный прогресс: несколько лет назад Россия и ЕС подписали соглашение об упрощении выдачи виз, а в настоящее время работают над «дорожной картой» по их отмене.
Мы видим, что Евросоюз занимает очень осторожную позицию в визовом вопросе. Плюсы для Европы от отмены виз, разумеется, есть, но есть и ряд минусов с другой стороны. Беспокойство вызывают потенциальные мигранты из России, а также незащищенные российские границы на юге. В Брюсселе так же настаивают на либерализации российского законодательства в области регистрации иностранцев, пребывающих на территории России. Еще одной причиной нежелания ЕС идти на радикальное изменение ситуации в отношениях визового вопроса называют российскую коррупцию, в результате которой заграничные паспорта могут получить те, у кого есть проблемы с законом.
Не стоит говорить и о том, что ситуация совсем неразрешима. Все больше стран ЕС призывают к существенному упрощению визовой ситуации - выдаче многолетних виз. Чуть более полугода назад Россия и Евросоюз достигли соглашения по поводу выдачи россиянам пятилетних шенгенских виз. Первыми, кто заявил, что готов выдать визу на такой срок, оказались поляки, своеобразные партнеры России по поводу либерализации визового режима. Уже скоро должно вступить в силу соглашение о безвизовом пересечении границ в рамках приграничной зоны между Калининградской областью и прилегающими польскими регионами.
Основной помехой для решения визовой проблемы является то, что не решен вопрос об основах политического сотрудничества между Россией и Евросоюзом. Лидеры ЕС постоянно подчеркивают, что отмена виз - это не перспектива ближайших лет. Французский президент Николя
Саркози заявил чуть более года назад, что визы между Россией и Европой будут отменены не раньше, чем через 10-15 лет .
Отмена виз сыграла бы положительную роль, как для стран Европы, так и для России. Согласно опросу международной системы поиска авиабилетов Momondo, 92% граждан России заявили, что станут чаще выбирать страны Шенгенского соглашения для своих туристических поездок, если визовый режим между Россией и этими странами будет упрощен. В случае облегчения процесса получения виз в Европу российские туристы в первую очередь посетили бы Италию (23%), Францию (22%), Германию (20%), Испанию (17%) и Грецию (4%). А 14% опрошенных заявили, что готовы поехать в любую страну Евросоюза, главное условие для них - оптимальная цена.
Кстати, ситуация с упрощением визового режима между странами еврозоны и Россией также может позитивно повлиять на желание иностранцев посетить Россию. Около 93% регулярно путешествующих жителей Европы, опрошенных Momondo, указали на то, что именно сложности, связанные с получением визы, заставляют их отказываться от путешествия в Россию .
В. В. Беганова, Т. А. Прешкина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2182