СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Сентябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Проблемы правового регулирования института Общественной экологической экспертизы

Институт общественной экологической экспертизы появился в России сравнительно недавно. Его правовое положение дано в очень общей форме и поэтому, с одной стороны, оставляет широкие возможности для творчества, а с другой - закладывает основу для серьезных проблем и конфликтов . Основным документом, определяющим ее проведение является Федеральный закон от 23 ноября 1995 г № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», который дает понятие и четко определяет место общественной экологической экспертизы по отношению к государственной: общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации . Общественная экологическая экспертиза проводится до или одновременно с государственной экологической экспертизой .

Данный закон строго определяет и перечисляет объекты общественной экологической экспертизы (глава 2, статьи 11, 12, 21). Ими могут быть все объекты государственной экологической экспертизы, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну . Общественная экологическая экспертиза предполагает работу с предпроектной и проектной документацией, проектами планов, программ, договоров и другой обосновывающей документацией, причем на завершающей стадии ее подготовки, а также представляет собой процесс анализа этой документации комиссией экспертов-профессионалов. Итогом является заключение, которое содержит обоснованный вывод о возможности или невозможности осуществления намечаемой деятельности .

Федеральньный закон «Об экологической экспертизе» называет инициаторов проведения общественной экологической экспертизы и определяет их права. Кроме того, организации, осуществляющие общественную экспертизу, имеют право: получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе; знакомиться с нормативно-технической документацией; участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертной комиссии государственной экологической экспертизы .

Общественная организация, которая проводит экологическую экспертизу, утверждает регламент ее проведения, формирует экспертную комиссию и получает объект экспертизы. Экспертная комиссия работает самостоятельно, причем эксперты несут ответственность за качество заключений в соответствии с действующим законодательством. Затем организация-инициатор утверждает сводное заключение и направляет его для ознакомления всем заинтересованным лицам.

А также закон определяет условия проведения общественной экологической экспертизы и порядок приобретения юридической силы итогового документа. Обязательным условием ее проведения является государственная регистрация. Для этого в органы местного самоуправления подается заявление о регистрации, в котором указывается объект экспертизы, приводятся сведения о составе экспертной комиссии и сроках проведения. К тому же прилагается выписка из устава организатора общественной экологической экспертизы.

В государственной регистрации может быть отказано в следующих случаях: общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы; общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну; копия документа, подтверждающего государственную регистрацию общественной организации (объединения), не была представлена; устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона; заявление не соответствует установленным законом требованиям .

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы руководитель и члены экспертной комиссии несут ту же ответственность за соблюдение законодательства в области экологической экспертизы, что и руководитель и члены государственной экспертной ко- миссии .

Федеральный закон отвечает на многие важные вопросы, но все равно остается большой простор для интерпретаций. Существенный законодательный пробел - полное отсутствие регламентации того, как и в каких случаях проводится общественная экологическая экспертиза. Закон (в статье 21) лишь называет объекты общественной экологической экспертизы. Кроме того, в законодательстве фактически ничего не сказано о том, как готовить материалы для экологической экспертизы проектов нормативных актов, стратегических планов и программ. Не определено, что это за материалы, кто их заказывает, из каких источников эта работа оплачивается. Это приводит к тому, что общественных экспертиз норма-

3

тивных актов, планов и программ почти не проводится .

Ряд возможных неоднозначностей связан с регистрацией Общественной экологической экспертизы в органах местного самоуправления. В каких именно органах следует регистрировать Общественную экологическую экспертизу? Нужно ли делать это по месту регистрации общественной экологической организации или по месту реализации проекта?

А если проект затрагивает территорию, подведомственную нескольким органам?

Существенным противоречием является требование законодателя о государственной регистрации общественной экспертизы органами местного самоуправления, которые государственными не являются.

Наиболее серьезная проблема связана с положением о том, что право на получение документации не распространяется на объекты экспертизы, «сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну». Законодательная формулировка допускает возможность практически произвольного отказа в предоставлении документов на общественную экологическую экспертизу со ссылкой, например, на наличие в проектных документах сведений, составляющих коммерческую тайну .

Источником проблем является и неопределенность нормы об «участии в качестве наблюдателей» в заседаниях экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы. Остается неясным каковы права и обязанности наблюдателя? Естественно предположить, что наблюдатель может участвовать во всех заседаниях комиссии без права решающего голоса. Однако поскольку этот статус не уточнен ни законом, ни подзаконными актами, здесь также возможны неоднозначные трактовки.

Нарекания со стороны общественности вызывает утверждение результатов общественной экологической экспертизы специально уполномоченным государственным органом, так как это утверждение полностью

3

зависит от усмотрения соответствующего органа .

Чтобы устранить все недостатки существующего правового регулирования необходимо вносить изменения в действующее законодательство, а так же рассмотреть возможность принятия отдельного закона об общественный экологической экспертизе.




Л. С. Свикова, Я. Я. Яндыганов Уральская государственная юридическая академия (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Арбитражный суд, защита гражданских прав': 669