СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Особенности проведения экологической политики на примере Свердловской области

Особенности проведения экологической политики на примере такого крупного региона, каким является Свердловская область, позволяют выделять приоритеты и особые стратегии управления в области экологизации областной экономики. На эти особенности решающее влияние оказывал характер процессов трансформации экономических и властных институтов в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. В Свердловской области, как и в ряде других крупных регионов возникла многоуровневая система кли- ентарных связей, в рамках которых неравноправные административные и хозяйственные акторы вели равноправный торг, обменивая «властные» ресурсы на экономические, т.е. клиентела стала полицентричной.

Изменение социально-экономического (и политического) контекстов, в рамках которых шел процесс формирования политико-экономических механизмов региональной экологической политики и складывались различные модификации клиентарных взаимоотношений региональной власти и бизнес-элиты в 1990-е гг., может быть описан по схеме: первоначальная институциональная и правовая неопределенность экологической политики, связанная с либеральным курсом Федерального правительства, подкрепленная либерализацией цен и приватизацией, которые в конечном итоге укрепили позиции региональных властей и связанного с ними директората предприятий; «корпоративно-закрытая» модель региональной экономики, основанная на механизмах административного предпринимательства и тесной смычке региональных властей с директоратом крупнейших предприятий в условиях неразделенности собственности и управления, что не позволяло Центру взять под полный контроль ведущие региональные производства; переходный период после дефолта 1998 г., связанный с попытками региональных властей монополизировать экономическое пространство регионов за счет усиления веса административных инструментов управления региональной экономикой.

Экологические опасности (специфические для каждого региона) влияют на характер, содержание и приоритеты экологической политики

Выбор конкретного типа (модели) региональной экологической политики и ее приоритетов зависят от типа клиентарных взаимоотношений власти, бизнеса и гражданского общества в регионе, а также его успешное функционирование либо дисфункциональный характер зависят в разные периоды от влияния и соотношения следующих факторов:

отсутствия либо наличия инновационных технологий в экономических отраслях региона, а также муниципальных образований;

монополизированного либо диверсифицированного характера региональной экономики;

отсутствия либо наличия эффективной политики энергосбережения в ведущих экономических отраслях региона, а также муниципальных образований;

отсутствия либо наличия эффективной системы отраслевого экологического менеджмента;

отсутствия либо наличия в регионе экологически неблагополучных территорий;

отсутствия либо наличия развитой и разветвленной региональной рыночной инфраструктуры;

состояния базовых (структурообразующих) отраслей региона, возможности осуществления в них последовательных технологических преобразований при допустимом уровне экологических рисков;

наличия либо отсутствия влиятельной и способной к неформальному влиянию и навязыванию патронажа власти административно - хозяйственной элиты региона;

наличия либо отсутствия в регионе независимой («неангажирован- ной») от местной администрации и консолидированной бизнес-элиты, способной осознать приоритеты экологической политики как своих отраслей/предприятий, так и региона в целом и добиваться от региональной власти ее осуществления;

структуры региональной экономики, соотношения различных ее сегментов;

наличия либо отсутствия в регионе туристско-рекреационной зоны; характера преобладающего в регионе типа политической культуры, способствующего либо препятствующего формированию экологического сознания населения и осуществлению определенной экологической стратегии НПО;

наличия либо отсутствия общественных проэкологических сил (влиятельных и деятельных общественных экологических организаций и центров) и уровня поддержки их населением.

Политико-экономический механизм региональной экологической политики обеспечивает ее взаимодействие с разными вышеуказанными акторами, от которых напрямую зависит способность региональной власти расширять свою ресурсную базу, осуществлять экологическую политику и обеспечивать устойчивое развитие региона. В свою очередь, конкретные модели региональной экологической политики и специфическое содержание их политико-экономического механизма в целом отражают не только характер и содержание экологических и экономических процессов в общенациональном масштабе, но и особенности экологического и социально-экономического положения конкретных регионов, взятые их властями на вооружение конкретные (про)экологические стратегии экономического развития .

Понятие «клиентела» является таким отражающим все вышеперечисленные аспекты определением, характеризующим не только форму внешней организации региональной экологической политики, но и саму суть взаимоотношений центра и регионов, а также модель взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества как в России в целом, так и в отдельном регионе.

Как считает С.В. Бирюков, клиентела не представляет собой однозначно дефектный и дисфункциональный неформальный институт экологической политики. Клиентарная структура, ставшая в современных условиях социально-политическим основанием вообще региональной политической власти и в частности - региональной экологической политики, способна выполнять ряд необходимых и важных политических функций, способствуя интеграции региональной политической властью экологических ресурсов региона, экстренной мобилизации политических и экономических ресурсов для преодоления экологических рисков и/или ликвидации их последствий, урегулированию внутрирегиональных политических.

В результате административно-политических трансформаций рубежа ХХ-ХХ1 вв. возникла специфическая форма управления регионами в том числе и в сфере проведения экологической политики, именуемая «унитарным федерализмом» и сочетающая в себе элементы деконцентрации и децентрализации (региональные власти формально находятся на децентрализованном статусе, но реально действуют на положении декон- центрированных субъектов).

Политический унитаризм Свердловской области повлиял и на систему формирования приоритетов и механизмов региональной экологической политики. Не случайно политическая экология делает предметом своего исследования отношения между окружающей средой и той или иной политической системой. При этом специалисты говорят не только о влиянии общества на природу, но и о том, какое значение имеет окружающая среда для определения характера функционирования политической системы.




О. П. Петрова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Прогнозирование и оптимизация': 141