СТАТЬИ АРБИР
 

  2025

  Январь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Природные катастрофы: подсчет ущерба от бедствий

Уровень смертности от природных катастроф снижается, но экономические издержки от них неуклонно растут.

Как только поставщики оправились от японского землетрясения и цунами, которые произошли в марте 2011 г., природная катастрофа вновь нанесла им удар в октябре. Несвойственно мощный сезон муссонов поднял уровень воды в реках и переполнил резервуары на севере Таиланда. Наводнение, в конце концов, достигло Бангкока и повлекло за собой политический кризис, так как местные жители «решали», кто из соседей будет затоплен водой. Но перед этим экономические потери постигли провинцию Аюттхая, которая является производственным центром. Вода затопила шестиметровые дамбы вокруг промышленного комплекса в Роя- не, в котором функционируют как национальные фабрики, так и иностранные.

Рабочие компании «Honda», буквально, спасали только что выпущенные автомобили, передвигая их на близлежащие мосты и возвышенности. Фабрика окончила свою работу, находясь под двумя метрами воды, и она до сих пор закрыта. Но пострадала не только «Honda»: промышленные комплексы, расположенные в окрестностях Бангкока, являются звеньями в мировых цепях поставок индустрий автомобилестроения и технологий. «Western Digital», производитель дисководов для компьютеров, располагающий 60% своего производства в Таиланде, закрыл две фабрики в результате наводнения, что послужило причиной глобального скачка цен на дисководы.

Наводнения для Таиланда - привычное явление. Европейцы называют Бангкок «азиатской Венецией». Но, тем не менее, такой огромный экономический ущерб - редкость для Таиланда. Ущерб от октябрьского наводнения составил 40 млрд дол. - это самая экономически убыточная катастрофа за всю историю страны. Сотрудники финансовой компании «JPMorgan Chase» пришли к выводу, что она сдвинула вниз все мировое промышленное производство на 2,5%.

Такие многомиллиардные природные катастрофы становятся все более распространенными. Пять из десяти катастроф, более ущербных в стоимостном выражении, нежели в количестве жертв, произошли за последние четыре года. По подсчетам перестраховочной компании «Munich Re», экономические убытки составили 378 млрд дол. в прошлом году, что побило прошлый «рекорд» - 262 млрд дол. в 2005 г. (по курсу доллара 2011 г.). Но не только Япония и Таиланд страдают от природных катастроф: Новая Зеландия находится под угрозой землетрясений, Австралия и Китай подвержены наводнениям, Америке свойственен «коктейль» из ураганов, торнадо, лесных пожаров и наводнений.

Люди научились справляться с катастрофами, избегая множества жертв. Этому способствует внедрение систем, предупреждающих о цунами, более оперативное информирование населения о планах эвакуации, жесткие стандарты строительства в сейсмоактивных территориях и т.д. (например, при землетрясении на Гаити в 2010 г. погибли 200 000 чел., а от циклона в Бангладеш в 1970 - 300 000 чел.).

Но, несмотря на тенденцию к снижению уровня смертности от катастроф, экономический ущерб все более возрастает. Это происходит потому, что экономическая активность вследствие роста населения планеты увеличивается, в том числе и на территориях, подверженных катастрофам: на тропических побережьях или в дельтах рек, около лесов или между линиями разлома от землетрясений. Пример тому - Таиланд, где сейчас в провинциях недалеко от Бангкока располагаются ориентированные на экспорт промышленные комплексы, хотя ранее эти территории использовали как плантации риса, потому что равнины регулярно затопляются водой.

Лесные пожары, уничтожившие тысячи домов в Техасе (2011 г.) и в Австралии (2009г., погибло 173 чел. и уничтожено 2298 домов), оказались более разрушительными, чем пожары, которые случались до сих пор, так как население растет, и дома приходится строить в лесной зоне. Пожары пытаются устранять как можно быстрее, но, тем не менее, вторичное появление огня способствует накоплению топлива в лесах, что может привести к более разрушающему воздействию пожара, нежели ранее.

Академик Университета Колорадо Р. Пилк заключил, что ущерб от урагана в Майами 1926, который составил 1 млрд дол. (по курсу 2011 г.), сейчас обошелся бы в 188 млрд.

Почему убытки от катастроф растут более быстрыми темпами, чем ВВП, - неясно. Но чем больше богатеет мир, тем больше растет стоимость риска. Организация экономического сотрудничества и развития заключила, что к 2070 г. 7 из 10 крупнейших городских концентраций экономических активов (строения, инфраструктура и т.п.) в развивающихся странах будут подвержены рискам наводнения. Сейчас «стоимость» такого риска выросла с 5 до 9% ВВП.

Активное экономическое развитие усугубляет риски. Когда люди посягают на угодья и ресурсы природы, она снижает защитные барьеры и подвергает их опасности.

Изначально люди обосновывались в дельтах рек именно потому, что регулярные наводнения делали земли плодовитыми. Такие города развивались, потому что такой экономический ресурс, как человеческий талант, поддерживал модернизацию общества. Даже если бедные люди, переезжая в город к побережьям, знают, что они рискуют погибнуть от оползня или наводнения, они также знают, что это компенсируется высоко оплачиваемой работой, которая, так или иначе, более доступна в городах. В богатых странах прирост населения на прибрежных землях происходит просто потому, что людям нравится жить у воды. Это работают так называемые «вредные стимулы». В Америке владельцы домов у воды обязаны застраховаться от наводнений, стоимость которой впоследствии компенсируется государством. Люди могут не страховать свое жилье в тех территориях, где риски наводнений незначительны. Но некоторые не покупают страховку намеренно, полагая, что в случае катастрофы государство все равно окажет им помощь и возместит ущерб. Однажды правительство сообщило о том, что компенсирует 75-100% ущерба по заявлениям граждан. В итоге, их оказалось так много, что правительство оказалось не способно возместить заявленный ущерб. Результатом такой политики стало то, что финансирование компенсаций после катастроф, как во Флориде, происходило за счет таких штатов, как Огайо.

Б. Мейер (Wharton School), обращаясь к теме «вредных стимулов», заявляет, что люди не склонны оценивать риски последствий в момент принятия решения, даже если они могут оказаться катастрофическими.

Но если человеческая природа не может измениться, то политика правительства может. Это значит, что более существенные затраты на превентивные меры способствовали бы сокращению величины ущерба после катастроф. Сейчас примерно 20% гуманитарной помощи оказывается после катастрофы, в то время как незначительных 0,7% (эта цифра растет) обеспечивает осуществление превентивных мер, что смягчает возможные последствия, согласно Мировому Банку.

С одной стороны, урбанизация делает города безоружными, лишая их природной защиты против бедствий, и подвергает людей смертельной опасности. С другой стороны, урбанизация делает бедных людей богаче. Инфраструктура городов способствует тому, чтобы люди могли себе позволить те меры, которые необходимы им для защиты.

Хотя множество городов имеют градостроительный кодекс, не все способны следить за исполнением его пунктов. Мировой Банк выдвинул теорию о том, что если дать жителям больше права собственности на их имущество, то это будет способствовать росту инвестиций в их собственную безопасность, и они смогут компенсировать ущерб в случае катастрофы. Согласно кодексу, инфраструктура должна разрабатываться вдвойне устойчивой к катастрофам, чтобы обеспечить безопасность жителей, когда это будет необходимо.

По мере того, как общество развивается, оно может позволить себе более совершенные меры по предотвращению катастроф. Через какое-то время прошлогодние землетрясение, цунами и наводнение будут лишь малой долей ВВП Японии и Таиланда, так как проводилась незамедлительная реконструкция, которая оказалась возможной благодаря высокому благосостоянию этих стран.

Важным уроком для более бедных стран, страдающих от природных катастроф, является то, что экономический рост - это лучшая проти- вокатастрофная политика.




К С. Перминова, С. С. Андриевских Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Прогнозирование и оптимизация': 141