СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Внедрение экологического менеджмента как фактор экологизации национальной экономики Казахстана

С учетом высоких показателей ресурсо- и экологоемкости национальной экономики для Казахстана представляется крайне важным и необходимым внедрение систем экологического менеджмента. Приоритеты охраны окружающей среды, касающиеся реального сектора экономики, указаны в Концепции экологической безопасности и Программах охраны окружающей среды.

В Казахстане в целом сформирована нормативная база стандартов по системе экологического менеджмента, а также по профессиональной безопасности и охране труда, социальной ответственности и др.

Кроме обязательных требований со стороны государства и мирового сообщества многим предприятиям, прежде всего, экспортоориентированным, в современных условиях необходимо соответствовать корпоративным стандартам, которые зачастую очень высоки. В этой связи они должны брать на себя добровольные обязательства, в том числе по внедрению систем экологического менеджмента в соответствии с международными стандартами, в частности, IS0 14001.

Для предприятий Казахстана с учетом имеющихся на многих из них недостатков (в большей степени организационного характера) внедрение данных систем помимо экологических, имеет также целый комплекс других дополнительных положительных аспектов. К ним можно отнести: улучшение экологической обстановки; снижение затрат за счет более эффективного использования ресурсов; повышение внешнего доверия к деятельности и продукции предприятий; повышение экологической культуры персонала; улучшение инвестиционной привлекательности и др.

Государство также применяет стимулирующие меры. Например, плата за эмиссии загрязняющих веществ снижена для компаний, имеющих сертификат соответствия IS0 14001 «Стандарты экологического управления».

В настоящее время лишь около 20% предприятий от общего числа внедрили системы менеджмента качества в соответствии с ISO 9001, а системы экологического менеджмента - лишь несколько процентов предприятий.

Анализ практики внедрения СЭМ на предприятиях Казахстана показывает, что отечественные предприятия реального сектора экономики, стремящиеся улучшить экологические аспекты деятельности и выйти на международные рынки, понимают необходимость внедрения СЭМ. При формировании и развитии системы экологического менеджмента предприятия опираются на рекомендации стандартов и, к сожалению, как правило, ими же и ограничиваются, что свидетельствует о стремлении выполнить формальные требования и об игнорировании других возможностей для совершенствования системы.

Внедрение систем экологического менеджмента позволяет создать условия для охраны окружающей среды и предотвращения ее загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями предприятия, отрасли и общества в целом.

Казахстан в ближайшем будущем присоединится к Всемирной торговой организации. Это, безусловно, приведет к снижению роли государственного протекционизма и развитию свободной конкуренции между иностранными и отечественными компаниями в самых различных отраслях экономики с соответствующими для республики последствиями.

В этой связи в условиях свободной конкуренции серьезные позиции смогут удержать только те предприятия, которые рассматривают вопросы сокращения затрат материальных и энергетических ресурсов как стратегически важные. При этом системы экологического менеджмента, основанные на принципе последовательного улучшения, выступают в качестве движущей силы совершенствования результативности компаний и в части использования.

Не следует забывать и о формальном критерии конкурентоспособности, который в Казахстане во многих случаях рассматривается в качестве чуть ли не единственного мотива для внедрения систем экологического менеджмента (СЭМ). Речь идет о том, что сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO может выступать в качестве условия включения предприятия в цепь поставщиков крупных международных корпораций, привлечения инвестиций для развития нового (совместного, например) производства, выхода отечественной компании на международные рынки.

Для казахстанских предприятий важно соблюдать условие: система экологического менеджмента должна работать как составная часть общей системы менеджмента, механизма обеспечения и принятия решений.

В условиях Казахстана внедрение системы экологического менеджмента будет серьезной причиной для развития стратегического планирования тех компаний, которые не уделяли этому серьезного внимания. Функционирование системы экологического менеджмента неэффективно без координации. Именно за счет взаимодействия появляется возможность избегать конфликтов основной и экологической деятельности, ставить непротиворечивые и достижимые экологические цели.

В важной для экономики республики - сфере освоения нефтяных месторождений на шельфе Каспия - правительство прорабатывает вопрос внедрения международных сертификатов по принципу «Зеленая нефть», который обязывает соблюдать жесткие экологические стандарты при добыче углеводородов.

На основании анализа данных по эффектам, получаемым предприятиями республики от наличия СЭМ, можно констатировать, что они главным образом связаны с преимуществами организационного характера. Улучшение «экологического поведения» предприятий приводит к явному проявлению, в том числе прямых экологических эффектов.

Иные эффекты менее выражены. Например, социальные эффекты, вероятно, по причине долгосрочности характера их получения, экономические - из-за отсутствия должным образом организованной системы учета экологических выгод и затрат. Среди экономических эффектов названы те, которые связаны со снижением издержек, а не с получением каких- либо дополнительных доходов.

Для казахстанских предприятий одним из серьезных барьеров для внедрения и сертификации СЭМ является их достаточно высокая затратность. Сопутствующие данным процедурам расходы в основном под силу крупным предприятиям, располагающим значительными свободными средствами. Кроме того, для условий крупномасштабного производства характерен меньший срок окупаемости вкладываемых в СЭМ средств. Небольшие же предприятия оказываются способными сертифицировать СЭМ лишь при консультационной и финансовой помощи головных или внешних компаний, заинтересованных в распространении экологического менеджмента на всех предприятиях, входящих в сферу их влияния. Поэтому необходима поддержка в данном направлении со стороны государства, которая получит отдачу в виде повышения эффективности деятельности сертифицированных предприятий и соответствующего мультипликативного эффекта.

Серьезное внимание и активный подход к природоохранной деятельности, развитию систем экологического менеджмента приносят предприятиям заметные экономические преимущества, отражающиеся не только в снижении себестоимости продукции и услуг и снижении многих рисков, но и в росте рыночной капитализации.

Внедрение систем экологического менеджмента на предприятиях республики имеет очень важное значение не только в аспекте интеграции в мировую экономическую систему, но и будет способствовать комплексному решению таких важнейших для нашего государства социально - экономических проблем, как: устойчивого экономического развития (рост эффективности экономики, преодоление энергетической неустойчивости, внедрение новых технологий и развитие образования и науки); экологической стабильности (охрана окружающей среды и предотвращение чрезвычайных ситуаций, мониторинг окружающей среды, процедуры одобрения, принятие норм и законов в области охраны окружающей среды, участие населения в охране окружающей среды).




Т. А. Мукашев Карагандинский государственный университет имени Е.А. Букетова (Караганда)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Коммерческий торговый представитель': 66