Взаимодействие общества и природы является одной из важнейших проблем политического и социально-экономического развития общества. Расширяя антропогенное воздействие на природу, человек сталкивается с «эффектом бумеранга», разрушение природы оборачивается экономическим ущербом и социальным уроном.
Проводимые экологические политики не были направлены на формирование у человека особого типа мышления - экологического, не способствовали развитию у индивида экологической этики. Главными критериями общественного прогресса были рентабельность, производительность труда и другие частные показатели экономической эффективности. Социальным и экологическим факторам уделялось второстепенное значение, хотя задачи экологизации и социальной ориентации производства постоянно декларировались в программных правительственных документах. Долгое время развитие у нас осуществлялось за счет экстенсивных факторов. Страна обладала огромными запасами природного сырья, поэтому создавалась иллюзия, что они никогда не иссякнут. В производство вовлекалось большое количество природных ресурсов, технологические процессы практически не изменялись. Экологические и социальные программы были обречены на остаточный принцип инвестирования. В результате всего этого антропогенное воздействие на окружающую среду достигло уровня, превышающего самовосстановительные силы природы.
Загрязненные воздух, вода, почва ускоряют физический износ средств производства, снижают продуктивность ряда отраслей. По данным исследователей, в результате повышения коррозии материалов из-за загрязнения атмосферы износ промышленного оборудования увеличивается на 20-30%. Годовой ущерб основных фондов загрязнения среды достигает 0,8% их стоимости.
Загрязнение окружающей среды ухудшает в первую очередь физические условия существования людей, кроме того, обусловливает и прямые потери рабочего времени - невыход на работу ro^a ухудшения здоровья работников, и косвенные - общество вынуждено отвлекать часть рабочей сипы на предотвращение либо ликвидацию последствий загрязнения.
Остро стоит и проблема ресурсосбережения. Потери материальных ресурсов исчисляются сотнями миллиардов рублей. В конечное потребление поступает менее трети вовлекаемых в народохозяйственный оборот материальных ресурсов. По расчетам специалистов, примерная структура потерь материальных ресурсов в стоимостном выражении такова: 40% теряется у производителя, около 20% - в процессе транспортировки и хранения и 40% - у потребителя .
Все вышеперечисленное еще раз доказывает, что государство должно уделять огромное внимание эффективным экологическим программам и, конечно же, вкладывать деньги в их развитие.
Сегодня основными источниками финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды является федеральные бюджет России, бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономной области, автономных округов, областей, краев и местный бюджет, а также Федеральный и территориальный экологические фонды, собственные средства предприятий.
Если рассматривать средства государственного бюджета, выделяемые на экологическое развитие, то можно проследить динамику роста расходов на охрану окружающей среды: 2011 г. - 17, 6 млрд р., 2012 г. - 21, 7 млрд р., 2013 г. - 22, 6 млрд р., 2014г. - 23, 6 млрд р., что говорит о повышении уровня значимости данной проблемы .
Другим источником финансирования природоохранной деятельности стали внебюджетные целевые фонды, создаваемые для исключения остаточного принципа выделения средств на выполнение природоохранных мероприятий, перехода к экономическим методам управления природопользованием и охраной природы. В настоящее время формируются следующие государственные внебюджетные фонды:
воспроизводства минерально-сырьевой базы;
воспроизводства, охраны и защиты лесов;
восстановления и охраны водных объектов. Новым элементом современного экономического механизма природопользования являются и внебюджетные экологические фонды. Они созданы для финансирования неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда.
В нынешних условиях значительно возрастает роль предприятий, которые являются основными исполнителями природоохранных мероприятий в регионе и обладают для этого собственными средствами. Например, по данным территориальных комитетов по охране природы, финансовое обеспечение реализации экологических программ в г.Фокино Брянской области, в городах Шахты, Белая Капитва и Таганрог Ростовской области полностью осуществляется за счет собственных средств местных предприятий.
На практике спектр привлекаемых средств из различных каналов разнообразнее. Источниками ресурсов финансирования природоохранной деятельности также могут быть различные сочетания средств бюджетов всех уровней, собственные средства предприятий, внебюджетные экологические фонды, кредиты банков, займы в инвалюте, средства населения. Однако действия территориальных органов в регионах по инвестированию природоохранных мероприятий из различных источников финансирования не всегда должным образом координируются, и это ведет к дублированию, распылению материальных, трудовых и денежных средств. Вот почему должны быть четко разграничены функции, выполняемые соответствующими органами управления при осуществлении природоохранной деятельности на территории.
Конечно же, не стоит забывать, что одним из правовых инструментов охраны окружающей среды и природопользования остаются целевые программы.
Целевые программы в области охраны окружающей среды принимаются как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном уровнях. При этом, как представляется, наиболее важное значение должны иметь именно целевые программы, разрабатываемые субъектами Федерации и муниципальными образованиями, так как на местах «виднее» экологические проблемы региона. Например, «Целевая программа экологического просвещения и образования жителей г. Екатеринбурга», «Целевая программа экология и природные ресурсы РФ» и т.д. Они дают точку опоры развития охраны среды.
Таким образом, мы видим, что решение экологических проблем - одна из важнейших на сегодняшний день задач как государства, так и нижестоящих субъектов страны. И необходимы постоянные денежные вложения для того, чтобы снизить опасность полного истощения природных ресурсов.
Е. П. Винтенко, С. Ю. Уксусова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 6158