На современного человека, живущего в век информатизации и интернетизации, когда каждое слово имеет значение, огромное влияние оказывают СМИ. Сведения различного характера поступают всеми возможными способами, которые нам подарил XXI в. Согласно российскому закону «О средствах массовой информации» к СМИ относятся:
периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, радиопрограмма; телепрограмма; видеопрограмма; кинохроникальная программа;
иная форма периодического распространения массовой информации. Например, массовые периодические рассылки с использованием телекоммуникационных сетей
Средства массовой информации оказывают большое влияние на формирование сознания и образа жизни. Это влияние распространяется как непосредственно через СМИ на личность, так и опосредованно - через родителей, учителей, коллег, начальников и т.д., на которых СМИ, в свою очередь, так же оказывают значительное влияние.
Ни для кого не секрет, что государство и СМИ очень тесно взаимосвязаны. Власти оповещают страну о новых законах, о политической обстановке в стране и за ее пределами. Все это и многое другое осуществляется через средства массовой информации, которые являются залогом существования власти, ее основополагающим фактором. СМИ формируют общественное мнение.
Уместным стало понятие информационных войн. Почти каждый день мы попадаем под атаку гигантского потока различных сведений, сообщений. Довольно непросто определить достоверность источника. В особенности эта ситуация обостряется в период предвыборных кампаний, агитаций. Любая безобидная, на первый взгляд, новость, может в корне изменить общественное мнение.
В значительной степени именно для того, чтобы с помощью прессы каждый день не совершились государственные перевороты или, по крайней мере, чтобы избранные народом властители не теряли свободу действий, естественным путем (что не исключает извращений и злоупотреблений в этой сфере) политическая система и гражданское общество достигли негласного консенсуса относительно двух вещей:
власть может игнорировать мнение прессы;
власть может (в рамках так называемых демократических процедур, политкорректности, здравого смысла и соблюдения высших национальных интересов) влиять на прессу и даже управлять обществом через СМИ (в том числе и через так называемые свободные СМИ.
К средствам массовой информации в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания. Библиотеки, Интернет в целом - блоги, чаты, форумы, конференции. Тем не менее, именно через перечисленные источники на общество оказывается значительное влияние, в особенности - через Интернет-форумы, социальные сети, блоги и прочее. Суть заключается в том, что вне зависимости от того, является ли какое-либо издание официальным или нет, люди склонны доверять скорее мнению своих соотечественников - блоггеров, участников форума по интересам и пр., нежели властям.
Среди участников разнообразных форумов, социальных сетей, как правило, есть авторитетные личности, к чьему мнению нередко прислушиваются остальные пользователи. Несомненно, авторитеты глобальной сети изменяют общественное мнение, судьбы людей современного общества. На сегодняшний день примеров такого взаимодействия немало. Блоггеры помогают решить общественные конфликты, в буквальном смысле спасают людей.
Аналитики называют блоггерство «гражданской журналистикой» - те или иные потенциально интересные события в мире моментально находят отклики в миллионах пользовательских интернет-журналов («блогов», «дневников») по всему миру, давая стороннему наблюдателю возможность с той или иной степенью объективности понять, что же на самом деле происходит. За эту информацию не надо платить, но те, кто ее распространяют, как правило, и не несут особой ответственности. Таким способом общество имеет возможность противостоять информационной атаке и делиться собственным мнением со всем миром, осуществляя власть народа.
Д. И. Юдина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1062