СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Роль политических лидеров в урегулировании Карибского кризиса

В октябре 2012 г. исполнится 50 лет со времени Карибского кризиса, в результате которого мир оказался на грани ядерной войны. Карибский кризис - чрезвычайно напряженное противостояние между СССР и США, вызванное размещением СССР ядерных ракет на Кубе в октябре 1962 г. Кубинцы называют его «Октябрьским кризисом», в США распространено название «Кубинский ракетный кризис». Карибский кризис 1962 г. принято считать примером «разумного разрешения» острого политического конфликта. Большую роль в поиске выхода из сложившегося кризиса сыграли лидеры СССР и США - Н.С. Хрущев и Дж. Кеннеди .

Карибский кризис был порождением «холодной войны», в ходе которой две сверхдержавы - СССР и США - боролись за контроль над развитием политических процессов в мире. Советское руководство разрабатывало далеко идущие планы, связанные с Островом Свободы. Поэтому оно приняло решение разместить на Кубе стратегические ракеты среднего радиуса действия. Тайное размещение советских ракет с ядерными боеголовками на территории Кубы имело целью уравновесить ядерное превосходство США, как численное (по оценкам министра обороны в правительстве Джона Кеннеди примерно 17-кратное), так и тактическое (американские ракеты были размещены в то время в непосредственной близости от границ СССР - в Турции). Важную роль играло стремление защитить Кубу от возможного американского нападения.

C согласия кубинской стороны в июле началась секретная операция «Анадырь». СССР направил на Кубу примерно 100 кораблей, перевозивших вооружение. По американским подсчетам было доставлено 42 ракетно-баллистических установок среднего радиуса действия, 12 ракетно-баллистических установок промежуточного типа, 42 бомбардировщика-истребителя, 144 зенитные установки, ракеты других типов. Кроме того, на Кубу было перемещено более 40 тысяч советских солдат и офицеров .

Эти передвижения не могли остаться незамеченными, надежды сохранить все в секрете оказались просчетом советского руководства. 16 октября американцы получили достоверные данные о размещении советских установок на Кубе. Об этом было сообщено президенту Дж. Кеннеди. Дж. Кеннеди собрал «Исполнительный комитет» - особую группу советников из 14 человек, состоявшую из членов Совета национальной безопасности США и нескольких специально приглашенных советников. Вскоре комитет предложил президенту три возможных варианта разрешения ситуации: уничтожить ракеты точечными ударами, провести полномасштабную военную операцию на Кубе или ввести морскую блокаду острова.

Очень многое в выборе пути разрешения кризиса зависит от политических лидеров. Лидерство как явление политической жизни всегда корпоративно. На лидера оказывают влияние эксперты-советники, политические консультанты, военное руководство. Мнения советников могут не совпадать, что затрудняет принятие окончательного решения. Так, Дж. Кеннеди и министр обороны США Р. Макнамара разошлись в оценке значения советской инициативы на Кубе. Р. Макнамара не придавал большого значения наличию ракет, так как сомневался, что это сможет поколебать ядерное превосходство США. Дж. Кеннеди считал наличие ракет стратегической угрозой, поскольку они служили средством давления. Президента беспокоила мысль, что если США не будут действовать быстро, то СССР сосредоточит на Кубе достаточную ядерную мощь для оказания давления. Сам Дж. Кеннеди выделил четыре возможных военных сценария завершения кризиса. Первый - воздушный удар, который разом сметет все известные ракетные полигоны, второй - «глобальный воздушный удар», третий - военное вторжение на Кубу, и четвертый - блокада острова с целью помешать доставке новых ракет на Кубу. То есть выбор решения колебался между двумя вариантами: насильственным и относительно мирным.

Сначала Дж. Кеннеди отдавал предпочтение насильственному сценарию - уничтожить ракеты. Однако не было полной уверенности в возможности попадания в точечную мишень, а удар по всем ядерным полигонам мог стать самоубийством. Идея вторжения была отвергнута из-за опасений, что даже в том случае, если на Кубе советские войска не предпримут активных действий, ответ последует в Берлине, что приведет к эскалации конфликта. Военные акции могли привести к обмену ядерными ударами между США и СССР. Г осдепартамент и Р. Макнамара выступали за блокаду. После пятидневной дискуссии был сделан выбор: Дж. Кеннеди собирался проинформировать американскую общественность о размещении ракет на Кубе, просить поддержки решения о блокаде острова как средства против доставки на Кубу новой партии наступательного вооружения.

22 октября президент Дж. Кеннеди выступил по телевидению и объявил о начале военно-морской блокады в виде карантинной зоны в 500 морских миль (926 км) вокруг берегов Кубы, куда отныне не допускались советские корабли. Кеннеди отметил, что любой ракетный запуск с территории Кубы в сторону любого из американских союзников в Западном полушарии будет расценен как акт войны против США.

Дальнейшее развитие событий зависело как от Н.С. Хрущева, так и от Дж. Кеннеди. Утром 23 октября советская сторона получила копию речи Кеннеди. Согласно международному праву, блокада является актом войны. Таким образом, США оказывались в роли стороны, развязавшей войну. Н.С. Хрущёв заявил, что блокада незаконна, и что любой корабль под советским флагом будет ее игнорировать. Он пригрозил, что если советские корабли будут атакованы американскими, ответный удар последует немедленно (ведь существенная часть советского оружия уже добралась до Кубы).

В Совете Безопасности ООН, в который обратились с запросами СССР, Куба и США, были проведены слушания. 23 октября советское правительство выступило с заявлением, осуждающим действия США как агрессивные. Обе стороны обсуждали варианты нападения. Однако первые шаги примирения сделал Н.С. Хрущев.

26 октября Н.С. Хрущёв отправил послание к Кеннеди. В письме он предложил вариант демонтажа установленных ракет и возвращения их в СССР. В обмен он требовал гарантий того, что «Соединенные Штаты не вторгнутся своими войсками на Кубу и не будут поддерживать никакие другие силы, которые намеревались бы совершить вторжение на Кубу». Письмо было завершено знаменитой фразой «Нам с вами не следует сейчас тянуть за концы веревки, на которой вы завязали узел войны» .

В ночь с 27 на 28 октября по заданию президента состоялась встреча Роберта Кеннеди с советским послом - Добрыниным. Р. Кеннеди заявил, что его брат готов дать гарантии ненападения и скорейшего снятия блокады с Кубы. На вопрос о ракетах в Турции ответ Р. Кеннеди был следующим: «Если в этом единственное препятствие к достижению упомянутого выше урегулирования, то президент не видит непреодолимых трудностей в решении вопроса».

На следующее утро в Кремль пришло сообщение от Дж. Кеннеди, где было указано: «Вы согласитесь вывести свои системы вооружения с Кубы под соответствующим наблюдением представителей ООН, а также предпринять, с соблюдением соответствующих мер безопасности, шаги по остановке поставок таких же систем вооружения на Кубу. Мы же, со своей стороны, согласимся - при условии создания с помощью ООН системы адекватных мер, обеспечивающих выполнение данных обязательств, - быстро отменить введенные в настоящий момент блокадные мероприятия и дать гарантии ненападения на Кубу. Я уверен, что и остальные государства Западного полушария будут готовы поступить подобным образом» .

Демонтаж советских ракетных установок, погрузка их на корабли и вывод с территории Кубы заняли 3 недели. Убедившись, что СССР вывел ракеты, президент Кеннеди 20 ноября отдал приказ прекратить блокаду Кубы. Через несколько месяцев из Турции были выведены и американские ракеты, как «устаревшие».

Карибский кризис показал важную роль политических лидеров в выборе путей решения конфликта. Оба лидера, несмотря на наличие радикальных подходов к разрешению кризиса со стороны военной и политической элиты, несмотря на собственные политические амбиции, выбрали разумный компромисс. Страх перед ядерной войной оказался сильней собственных желаний как одной, так и другой стороны.




Р. А. Софуева, И. В. Борзихина Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 3. Направления: 3. Человек в современном мире, 5. Экологизация экономического развития, 16. Формирование современной системы туриндустрии и гостиничного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Прогнозирование и оптимизация': 141