СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Карибский кризис глазами очевидцев

В нынешнем году исполнится 50 лет с начала кубинского кризиса - ядерного противостояния СССР и США, которое поставило планету на грань третьей мировой войны. История Карибского кризиса долгое время изучалась только по официальной версии конфликта, гриф «совершенно секретно» делал архивные фонды недоступными для историков. Но чем дальше уходит Карибский кризис в прошлое, тем становятся более доступными и архивные документы, и воспоминания очевидцев. Воспоминания советских военнослужащих сегодня доступны благодаря размещению их в Интернете. Они представляют собой особую источниковую ценность, так как позволяют взглянуть на события глазами участников и воссоздают атмосферу того времени. По воспоминаниям участников Карибского кризиса можно проследить механизм секретной доставки на Кубу советских вооружений и воинского контингента (более 40 тыс. солдат и офицеров), порядок развертывания на кубинской территории ракетных баз и многие другие детали событий. В данной статье обобщены воспоминания четырех очевидцев Карибского кризиса - двух рядовых военнослужащих (В. А. Мулина и Н. Е. Бросалина) и двух офицеров (полковников Р. А. Закирова и А. М. Бурлова).

Для советских военнослужащих отправка на Кубу и участие в операции «Анадырь» стала событием неожиданным. Житель города Нижний Новгород, старший сержант в отставке, Валентин Афанасьевич Мулин вспоминает: «Армейскую службу я начал в 1959 г. в войсках противовоздушной обороны в городе Запорожье. В июле 1962 г. должен был демобилизоваться, но вдруг объявили, что на 3-4 месяца едем на учения» . «Куда и зачем идем - не знал никто», - вспоминает и житель города Харькова, старший матрос Военно-морского флота, Николай Ефимович Бросалин . Верхние трюмы кораблей загрузили зимним спортинвентарем и сельхозтехникой. Нижние - военной техникой. Командиру судна было выдано три конверта с маршрутом, которые он вскрывал по очереди по прибытии в очередной порт. Лыжи и тракторы отправились в.. .тропики.

«Настал день отплытия, 9 августа 1962 г. мы сели в крытые машины, не включая фар, поехали в порт. Все это проходило скрытно и без лишнего шума», - вспоминает В. А. Мулин . «Белорецк - современный быстроходный грузопассажирский корабль водоизмещением в 10 тыс. т и скоростью до 36 узлов... Поэтому мы шли быстро, нигде не задерживаясь. Проходим Черное, Мраморное и Эгейское моря и, наконец, выходим в Средиземное море. Конечно, все было интересно видеть: как поверхность моря меняется по цвету от темного оттенка до мраморного или голубого. Перед Турцией корабль встал на рейд, было необходимо пройти таможенный осмотр. Нас, естественно, закрыли в трюм. Успешно прошли таможенный осмотр и двинулись дальше, предполагая, что нас везут на Кубу или в Индонезию. Прошли Средиземное море, пролив Гибралтар и вышли в Атлантический океан, и тут при подходе к Кубе все началось» .

«Переход через Атлантический океан был труден и опасен. В целях маскировки выход на палубу для прогулки разрешался только по ночам. Люки покрывались брезентовыми чехлами, из-за несовершенства вентиляции температура в них порой достигала +50 °С. Пища выдавалась только в темное время два раза в сутки. Продолжавшийся 16 сут. океанский переход измотал людей до предела. Кроме всего прочего, нервировали непрерывные облеты нашего судна американскими самолетами, которые с ревом проносились над самыми мачтами», - вспоминает непосредственный участник стратегической операции, полковник в отставке, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, член-корреспондент Академии военных наук, Рафаэль Абдуллович Закиров . Ему запомнилась встреча с кубинцами: «В порту нас встретила восторженная группа вооруженных молодых кубинцев: «Русские с нами!» Несмотря на сильную жару и высокую влажность, разгрузка нашей подвижной ракетнотехнической базы прошла быстро и организованно» .

«Оперативная группа должна была заняться поиском мест для установки ракет и отработкой маршрутов их перевозки - выяснилось, что тяжелые и громоздкие советские ракеты не пройдут по хлипким мостам и узким улочкам», - вспоминает полковник А.М. Бурлов . В его же воспоминаниях читаем: «В ходе детального осмотра местности выяснилось, что мосты придется укреплять, узкие места расшивать, и кроме того, даже по ночам площади и скверы кубинских городов кишели людьми, среди которых должны были быть и американские агенты, докладывавшие в США: по Кубе возят нечто большое и тяжелое. Впрочем, для конспирации советских офицеров одели в кубинскую военную форму, а приказаниями они обменивались только по-испански» .

В воспоминаниях Р. А. Закирова отразились те сложности, с которыми пришлось столкнуться при размещении и хранении ядерного вооружения: «Полученные нашей базой ядерные боеголовки были доставлены в место дислокации нашей части в горах Сьерро-де-Кристалл в районе Сантьяго-де-Куба. Здесь имелась бетонированная галерея, в которой можно было разместить до двух десятков боеголовок. В выделенном нам сооружении раньше размещались склады боеприпасов кубинской армии. Оно состояло из двух совмещенных помещений общей площадью 650 м2. В каждом из них имелось по восемь вентиляционных труб. Разумеется, эти помещения не были пригодны для хранения ядерного оружия. Специалисты знали, что главную опасность для боеголовок представляла температура окружающей среды. Большой внешний нагрев может нарушить физическую настройку ядерного материала. Поэтому для личного состава базы возникла серьезнейшая проблема обеспечения климатических характеристик среды пребывания боеголовок. С помощью кубинских товарищей в хранилище были доставлены комнатные кондиционеры, и, кроме этого, нам ежедневно привозили 20 кг пищевого льда с ближайшей морозильной фабрики в городе Сантьяго-де-Куба. Размещением мешочков с силикагелем устраняли излишки влажности .

«Разобраться в том, что мы перевозили, американцы смогли только 14 октября, когда ракетную позицию одного из полков смог днем сфотографировать американский самолет-разведчик U-2. Но на обнаружение ракет американцам потребовалось почти два месяца», - вспоминает полковник А.М. Бурлов . Блокаду острова Куба правительство США объявило 22 октября в 18:00 ч, а 23 октября в 05:40 ч Фидель Кастро объявил военное положение.

Р.А. Закиров пишет: «Мы все с тревогой ожидали разрешения октябрьского кризиса. Спали с оружием, несли боевое дежурство, по ночам пытались поймать по радио Москву, но это удавалось не часто. Во второй половине октября кризис достиг апогея. Утром 27 октября 1962 г. в небе Кубы ракетой С-75 был сбит высотный самолет-разведчик U-2 «Локхид», летчик погиб. Тут-то возобладал трезвый разум Кеннеди. Руководство СССР и правительство США всерьез задумались о возможных последствиях открытых боевых действий и стали искать компромиссных решений. Между Москвой и Вашингтоном начался интенсивный обмен заявлениями, причем открытым текстом в эфире и в центральной печати, потому что в то время прямая связь между Кремлем и Белым домом отсут- ствовала» . «Постепенно кризис разрешился мирными, дипломатическими средствами. В ноябре была снята морская блокада острова. Мы облегченно вздохнули, но боевое дежурство не прекращали, а к отправке в Союз готовили только ядерные боеголовки. Непосредственно на Кубе они находились 57 суток до завершения кризиса и снятия военной блокады Кубы» .

Более 30 лет участники кубинских событий сохраняли военную и государственную тайну об этой операции. Они верили, что после снятия грифа секретности воинов-интернационалистов «кубинцев» включат в раздел 3 приложения к ФЗ «О ветеранах». Но, хотя многие были награждены указом Президиума Верховного Совета СССР «За мужество и военную доблесть при выполнении интернационального долга» и боевой наградой Революционных Вооруженных Сил Кубы - медалью «Воин- интернационалист 1 степени», в ФЗ «О ветеранах» они не были включены. 68 советских военнослужащих погибли на территории Кубы. В некоторых регионах воины-интернационалисты «кубинцы» в сфере социальной поддержки приравнены к участникам боевых действий. Но на государственном уровне этого признания не последовало.




В. А. Софуева, И. В. Борзихина Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 3. Направления: 3. Человек в современном мире, 5. Экологизация экономического развития, 16. Формирование современной системы туриндустрии и гостиничного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Прогнозирование и оптимизация': 141