Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности
А. Шопенгауэр
Разделение людей на мужчин и женщин является традиционным и уже стало центральной установкой восприятия различий, имеющихся в психике и поведении мужчин и женщин. Помимо биологической стороны эти различия имеют социальный контекст. Это значит, что они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что - женщине. Такая зависимость сложилась в связи с тем, что издавна на основе некоего государственного строя мужчинам и женщинам предписывались определенные роли (гендерные роли).
Гендерная роль подразумевает ролевой репертуар, т.е. совокупность различных моделей поведения, занятий или функций, которые приходится выполнять человеку, уже определившемуся со своей гендерной идентичностью. Скажем, современная женщина (социальная роль) должна быть домохозяйкой, матерью, женой, работницей (ролевой репертуар) .
Гендерные роли определяют, например, что человеческим особям, имеющим женские половые признаки, подобает красить губы и варить щи, а не наделенным таковыми - носить галстук и зарабатывать деньги. Однако мужские и женские гендерные роли являются, как считают специалисты, взаимоисключающими, а в некоторых обществах образцы ролевого поведения могут быть даже поляризованы .
Сегодня взаимоотношения полов, определение ролей каждого из них коренным образом меняются. Новые условия, с одной стороны, обеспечивают большее равенство полов, а с другой - стирают различия между ними. Пассивность, терпение, верность и альтруизм больше не считаются только женскими чертами. Они очень выгодны мужчинам, научившимся эксплуатировать эти качества, но не всегда проявляющим в ответ равные мужские достоинства - рыцарство и благородство. Честолюбие, активность и независимость все чаще становятся также и женскими чертами. А приобщение мужчин к процессу деторождения и обязанностям материнства формирует у них черты, которые традиционно считались чисто женскими: нежность, привязанность, стремление заботиться о малышах .
Так, доказательством этому служат исследования ВЦИОМ от 23 мая 2011 г. о том, как распределяются обязанности в семье. Исследования показали, что большинство обязанностей в среднестатистической российской семье лежит на жене. В первую очередь, это стирка белья и глажка вещей (по 74%), а также приготовление еды (65%), уборка дома (60%), мытье посуды (57%), оплата счетов (44%). На мужчинах же, как правило, лежит только одна обязанность: выполнение мелкого ремонта по дому (56%). Остальные заботы решаются, по словам респондентов, совместно: покупка продуктов (51%), организация досуга (56%), покупка подарков (56%), уход за домашними животными (31%). У мужчин и женщин - разные взгляды на то, кто и что делает по дому. Мужчинам более свойственно считать, что некоторые обязанности они выполняют совместно с женщинами. Так, они чаще отмечают, что вместе с женой занимаются с детьми (33% против 26% соответственно), готовят еду (29% против 21% соответственно). Женщины чаще отмечают, что сами выполняют ремонт по дому (18% против 4% среди мужчин), а мужчины - что оплачивают счета (21 против 12% среди женщин) .
Также, я провела свой опрос. Студентам было предложено заполнить анкеты, где нужно было оценить ряд факторов, характеризующих положение мужчины и женщины в семье. В процессе исследования было установлено, каких моделей семейных отношений придерживаются студенты в возрасте от 18-25 лет. Так, представительницы прекрасного пола в абсолютном большинстве (88%) обозначили в качестве предпочитаемой
модель партнерских отношений, в которой оба супруга работают и совместно ведут домашнее хозяйство, чего не скажешь о мужской половине. Юноши склонялись к следующим моделям: 40% - муж работает, жена ведет домашнее хозяйство; 45% - оба супруга работают, домашние дела выполняет преимущественно жена. И лишь 45% склонялись к модели, где работают оба супруга и домашнее хозяйство ведут вместе (20%), либо нанимают прислугу (25%).
Рассмотрим исследования, показывающие доминирующую роль женской половины над мужской.
Исследование рекрутингового портала Superjob.ru, целью которого было выяснить, представители каких специальностей предпочли бы видеть своим шефом мужчину, а каких - женщину, показывает, что PR- менеджеры, секретари, аналитики, журналисты, менеджеры по работе с клиентами и переводчики предпочитают в качестве руководителя мужчин, в то время как продавцам-консультантам, водителям, дизайнерам, бухгалтерам и учителям больше по душе начальницы .
Доля женщин-руководителей в отечественных компаниях продолжает расти. По данным исследования «Карьерные возможности женщин в сфере бизнеса», ежегодно проводимого компанией PwC и Ассоциацией менеджеров России, традиционно высока доля женщин среди главных бухгалтеров, эйчаров (кадровиков) и финансовых директоров, а за последние пару лет вырос процент женщин на таких ключевых позициях, как председатель совета директоров, президент и генеральный директор.
Предлагаю посмотреть таблицу, представленную критериями, по которым возможности женщин в роли руководителей, выше, чем у мужчин .
Конкурентные преимущества женщин при устройстве на работу, %
Уровень образования выше, чем у мужчин 2
Готовы работать за меньшее вознаграждение 20
Более работоспособны и трудолюбивы 26
Среди кандидатов с необходимыми навыками преобладают женщины 42
Примечание. Источник : PwC в России/Ассоциация Менеджеров России.
Итак, можно сделать вывод, что мужчины и женщины достигли гендерного равенства. Теперь женщина - это не только хорошая домохозяйка, мать и жена, а еще и отличный руководитель. Этому свидетельствуют исследования, проводимые рекрутинговым порталом Superjob.ru и компанией PwC и Ассоциацией менеджеров России. В завершение, стоит отметить, что практически полностью ликвидированы все формы дискриминации в отношении женщин.
В. А. Софуева
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 3. Направления: 3. Человек в современном мире, 5. Экологизация экономического развития, 16. Формирование современной системы туриндустрии и гостиничного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2668