Особенностью современного этапа развития человечества является все более усиливающийся процесс глобализации. Современное человечество уже сегодня представляет собой единую систему экономических, политических, социальных и культурных связей и взаимодействий, что может стать основанием единства его дальнейшей судьбы. Процесс глобализации не отменяет этнического, культурного, языкового и других различий внутри единой цивилизации, различий интересов, несовпадения темпов и форм развития разных народов. Но многообразие становится скорее локальным фактором, это, прежде всего, индивидуальнонеповторимые черты, а также национально-специфические особенности каждого народа, а глобализация - это универсальный фактор. Негативной стороной глобализации становятся глобальные проблемы современности (экологические, демографические, политические и пр.), преодоление которых требует общих усилий, так как отдельные государства не могут самостоятельно с ними справиться.
Преодоление глобальных проблем связано с изменением ценностных установок, поиском новых принципов отношения человека к человеку и человека к миру. Именно от человека, его сознания, воли, жизненных установок, ценностных ориентаций зависит будущее общество. Под ценностями мы понимаем обобщенные, устойчивые представления о значимых для личности объектах (материальных или идеальных). Это представление о чем-то как предпочитаемом, как о благе - том, что отвечает каким-то потребностям, намерениям, целям, планам личности, ее идеалам. В ценности отражено отношение личности к предмету, событию или явлению. Как различны потребности и интересы, так различен и «вес» разных ценностей, их значимость в жизни личности и общества. Каждая культура отличается от другой аутентичным набором ценностей, обуславливающим специфику поведения ее представителей. Так, в западной и восточной традициях выделяют, как правило, следующие ценностные ориентации (см. таблицу).
Ценностные ориентации в западной и восточной традициях
Ценностные ориентации в западной традиции Ценностные ориентации в восточной традиции
Активное деятельностное отношение к миру (мужское начало в западной культуре доминирует), активность руки, мозга; направленность системы вовне Пассивное, созерцательное отношение миру (женское начало в восточной культуре доминирует), активность духа, сознания; направленность системы вовнутрь
Культ материального прогресса (техники, технологии). Понимание прогресса как развития производства Стремление к духовному самосовершенствованию индивидуума
Вещные отношения преобладают над личными; деньги, богатство - основа жизненного успеха Преобладание отношений личной зависимости; признание самоценности труда, труд как выполнение нравственного долга
Культ знания, рациональности Культ веры, иррациональности
Открытость общества, ориентация на изменение изначальной данности, ценность инноваций Ригидность общества, ориентация на сохранение макро- и микрокосма в измененном виде
Идеология насилия (над природой, историей, человеком) Идеология ненасилия, гармония с природой, социумом, ненарушаемость течения времени
Революционирующий, интенсивный путь развития <=> линейный вектор времени Эволюционный, экстенсивный тип развития <=> мир вечен, он не идет от начала к концу, а цикличен, движется по кругу
Идеалы свободы, демократии, гражданского общества Подчинение интересам группы, отдельного лица или какой-либо структуры
Индивидуализм, дух соперничества, стремление выделиться, превзойти других Групповая ориентация, прямая зависимость личного успеха от добросовестности выполнения обязательств перед группой
В схеме классификации ценностей, позаимствованной у К. Сита- рама и Г. Когделла, выделены первичные, вторичные, третичные и несущественные ценности в основных культурах мира: восточных, западных, мусульманских, африканских и др. Обратим внимание снова на западную и восточную культуры. В числе первичных ценностей в западной культуре вновь фигурируют индивидуальность, деньги, первенство, агрессивность, эффективность, образование, человеческое достоинство, религия, непосредственность, уважение молодежи, пунктуальность.
Первичные ценности в восточных культурах, такие как скромность, коллективная ответственность, уважение к старшим, гостеприимство, - в западных культурах отнесены к несущественным, а мощь, мир, сохранение среды - к третьестепенным. В восточных же культурах в числе третьестепенных или даже несущественных ценностей значатся: индивидуальность, деньги, пунктуальность, агрессивность, первенство, эффективность.
Глобализацию, прежде всего, в культурной сфере, сегодня часто связывают с распространением и пропагандой западных ценностей. Но такое «навязывание» западных «правил», ориентированных на экономизацию культуры, где сильнее ощущается действие законов рынка и конкуренции, принимает форму своего рода культурной «экспансии». Возникает вопрос: не приведет ли это к тому, что в будущей глобально целостной системе, культуры будут не обогащать друг друга, а взаимопогло- щаться, нивелироваться, унифицироваться? Появляется озабоченность, сохранит ли «человек душевную глубину и богатство культуры», не произойдет ли деперсонизация личности.
Нынешнее состояние мира достаточно периферийно. В этой связи мы не можем предугадать, каковы будут эффект и масштаб глобализации в области культуры и традиций. Но роль человека, личности значительно возрастает именно сейчас, так как у него (индивидуума) появляется больше свободы выбора и возможностей, пропорционально возрастает и ответственность, возлагаемая на каждого из нас. На передний план выходит осознание того, в каком направлении развивается мир, и каким мы хотим его видеть уже завтра. Возможно, придется отказаться от какой-либо системы ценностей ради развития человечества.
Н. М. Лазарева, Е. Е. Савостина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 3. Направления: 3. Человек в современном мире, 5. Экологизация экономического развития, 16. Формирование современной системы туриндустрии и гостиничного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2671