Ценностные ориентации - общечеловеческие принципы, в соответствии с которыми строится поведение индивида в различных жизненных ситуациях. Г енетически они формируются на различных этапах онтогенеза под влиянием природного, социального и культурного окружения и понимаются как структурные в переживаниях и представлениях значимые отношения к себе и к миру в прошлом, настоящем и будущем. Психологической основой ценностных ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, целей, идеалов, интересов, убеждений, мировоззрений, участвующих в создании ориентации личности, выраженной социально-детерминированным отношением личности к обществу. Ценностные ориентации выполняют регулирующую функцию поведения личности и задает ее направленность.
Для нашего исследования мы выбрали методику «Опросник ценностей» Ш. Шварца. Согласно теории Ш. Шварца, ценности личности существуют на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов. Первый уровень более стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения. Второй уровень более зависим от внешней среды, например, от группового давления и соотносится с конкретными поступками человека.
Нами было проведено исследование ценностных ориентаций студентов Уральского государственного экономического университета факультета мировой экономики и финансов - разных форм обучения, студентов 2, 3 и 4 курсов в количестве 342 чел. Исследование проводилось при помощи методики Ш. Шварца. Перед исследователями стояла задача выявить специфику ценностных ориентаций у студентов разных форм обучения (дневной и заочной), а также установить, меняются ли ценностные ориентации у студентов в процессе обучения в вузе.
В результате, оказалось, что обзор ценностей (представляющий Я-идеальное) отличается от профиля личности (Я-реальное), что, в общем, является естественным. В чем же специфика полученных ценностных ориентаций студентов?
После полученных данных, все результаты по ценностям были проранжированы внутри каждого курса по формам обучения. В результате проведенного ранжирования оказалось, что у студентов дневного отделения ценности Я-идеального таковы, что для вторкурсников самыми важными являются ценности жизни, направленные на Гедонизм, Власть, Универсализм; для третьекурсников - Гедонизм, Власть, Стимуляция; а для студентов четвертого курса наиболее значимыми, в картине идеального образа, явились ценности Стимуляция, Власть, Безопасность. Тогда как при построении реального образа, у студентов второго курса самыми значимыми оказались ценности Универсализм, Гедонизм, Стимуляция; у студентов третьего курса - Власть, Г едонизм, Традиции; а у студентов четвертого курса - Гедонизм, Самостоятельность, Комформность.
У студентов заочной формы обучения, в идеальном образе, выявлены ценности, обозначенные как Гедонизм, Стимуляция и власть (у первокурсников), Традиции, Гедонизм и Стимуляция - у второкурсников; Стимуляция, Г едонизм и Щедрость - у третьекурсников. В реальном образе у студентов этой формы обучения, на всех курсах были выявлены ценности Гедонизм и Власть; в дополнении к этому, для студентов первого курса важной является ценность Традиций, а для обучающихся на последующих курсах - Стимуляция.
Полученные результаты указывают на то, что для всех студентов, в независимости от курса и формы обучения, очень важной является ценность жизни Гедонизм, т.е. стремление к получению наслаждений, удовольствий. Студенты очного отделения, в построении идеального образа, показали ориентацию на ценность Власть (в реальном образе данная ценность оказалась проявленной только у студентов третьего курса) - стремление к доминированию, подчинению, руководству. У студентов третьего и четвертого курса очной формы обучения и у всех студентов заочной формы в числе значимых ценностей, к которым студенты стремятся выявлена ценность. Стимуляция - стремление к новизне и глубоким переживаниям; в реальном образе данная ценность установлена у студентов второго курса очного отделения и студентов второго и третьего курса - заочного отделения.
Таким образом, можно сказать, что есть общая тенденция к специфике сформированных ценностей у студентов, обучающихся на одном отделении - очном или заочном. При этом, есть принципиальные различия между студентами, обучающихся на разных отделениях.
Для выявления тенденции личностной мотивационной направленности в координатах базовых ценностей, соотносимых с доминирующим стилем жизни, мы использовали систему с двумя биполярными конструктами: первый включает в себя направленность на Традиционный стиль жизни - с одной стороны и Предпринимательский - с другой; второй конструкт представлен полюсами Экстернального и Интернального стилей жизни.
Традиционный стиль жизни, в данной системе, включает в себя такие ценности, как Конформность, Традиции, Универсализм и Безопасность; Предпринимательский стиль включает в себя ценности Достижения и Власть; Экстернальный - это сочетание Гедонизма и Стимуляции, а Интернальный - Самостоятельности и Благожелательности.
Полученные результаты представлены на рисунке, на котором представлены векторы развития, полученные в группах студентов, обучающихся на разных формах обучения. При построении векторов, изначально, был сделан расчет по студентам в зависимости от формы обучения и курса, но обнаружилось, что направления и динамика векторов практически совпадают у студентов разных курсов, но обучающихся на одном отделении - очном или заочном. Поэтому, мы сочли целесообразным объединить результаты, полученные у студентов разных курсов.
В результате оказалось, что векторы развития у студентов очной формы обучения направлены в сторону повышения интернальности и с тенденцией повышения ценностных ориентаций на Традиционный стиль. У студентов заочной формы обучения результат оказался обратно пропорциональным: они оказались ориентированы на повышение экстер- нальности с тенденцией к предпринимательскому стилю.
Исходя из полученных результатов, можно сказать, что студенты дневной формы обучения стремятся к самостоятельности и благожелательности - для них важно обрести чувство самодостаточности, научиться быть ответственным, стать самостоятельным, получить ощущение взрослости, в первую очередь, в практическом выражении. Наряду с этим, студенты-очники очень зависимы от той социальной группы, в которой они находятся, в данном случае, это так называемая студенческая группа. Мы видим, что выражено стремление не выделяться среди других, быть как все; при этом очень важно соблюдать традиции, правила и обычаи группы, стремление к Безопасности как способу существования, обеспечивающему передачу накопленного опыта, знаний. Все эти характеристики свойственны молодым людям, находящимся в период становления себя как личности, самоопределения своего будущего жизненного пути, оценка того, «Кто я - здесь и сейчас?»
Студенты заочной формы обучения, поступили в университет, имея профессиональное образование - среднее или высшее; и обучаются по сокращенной форме. По возрасту, они ровесники студентам очного отделения, но имеют не только профессиональное образование, но и практический опыт применения своей профессии. По факту, они все совмещают учебу с работой. И результаты, полученные в данной выборке, указывают на то, что студенты-заочники ориентированы на достижения в материальной и социальной сферах, для них важно добиться успеха в профессиональной деятельности, получить руководящую должность или иметь возможность такой перспективы, они стремятся к овладению навыкам управления. Для них четко выражены ориентиры, направленные на оказание влияния на других людей, они стремятся к формированию собственной активной позиции, ориентированы на достижение высоких результатов, готовы к генерации идей и совершенствовании профессиональных навыков.
Таким образом, можно сказать, что студенты, поступившие в высшее учебное заведение на базе имеющегося профессионального образования, несмотря на то, что возраст респондентов - одинаковый, более ориентированы на успешность в будущей профессиональной деятельности, на ее результативность, чем те студенты, которые сделали выбор вуза сразу же после школы.
О. В. Мылтасова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 3. Направления: 3. Человек в современном мире, 5. Экологизация экономического развития, 16. Формирование современной системы туриндустрии и гостиничного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2800