Мы живем в век информационных технологий. Это обстоятельство самым существенным образом влияет на социализацию современной молодежи. В каждой семье на сегодняшний день есть компьютер, тогда как «вчера», в XX в., не у всех наших родителей в доме был телевизор. Следуя партийной идеологии, молодежь стремилась быть полезной обществу и своей стране, даже имея лишь среднее школьное образование. А наши деды уже начинали работать и серьезно помогать по хозяйству, едва став школьниками. Мир меняется динамично, поэтому процесс социализации поколений развивается по-разному под воздействием новых политических, экономических и социокультурных условий. Важнейшим фактором социализации является развитие IT-технологий. Этим объясняется тот факт, что вечно существовавшая проблема отцов и детей в России в настоящее время приобрела свои особенности. Вступая в диалог с молодежью, у старшего поколения всегда возникало недопонимание, а порою и недовольство личностными качествами молодых людей. Сегодня эта проблема достаточно актуальна, поскольку социальные отношения между поколениями приобрели яркую специфику. Можно выделить несколько аспектов в социализации молодежи и старших представителей общества. Для их изучения нами было проведено интервью с родителями. Выполнение такого задания, полученного при изучении курса социологии, вылилось в серьезный разговор о жизни, когда наши родители были молодыми, такими как мы сейчас, о том времени, далеком и незнакомом для нас. Мы задали родителям много интересных для нас вопросов: какие цели общество ставило перед Вами: к чему надо было стремиться, чему соответствовать? Что определяло мотивацию выбора профессии? Что было престижным тогда, когда Вы были молодыми, что было модным? Что было главным при выборе спутника жизни, при создании семьи? Какое значение в Вашей жизни имели деньги? Какие формы досуга были предпочтительны? Каким было отношение к старшим, к родителям? Эти вопросы заставили родителей задуматься, вспомнить и проанализировать свою прошлую жизнь. Нам были интересны ответы родителей, их воспоминания и размышления. Таков был «диалог поколений».
В данной статье будет уделено внимание лишь некоторым моментам, характеризующим особенности социализации родителей и нас, современных студентов.
Первым аспектом является особенность социализации, обусловленная компьютеризацией и доступностью Интернета. У молодых людей появилась возможность обучать взрослых. Поколение конца 1980-х гг. - начала XXI в. быстро осваивает современные технологии, с детства привыкает с ними работать. Компьютер, Интернет для них - весомое звено с процессе развития, без которого им трудно представить свое существование. Нельзя не согласиться с тем, что активно развивающиеся IT действительно облегчают нам жизнь, значительно ускоряя многие рабочие процессы, расчеты, планы и прочие виды деятельности. Занятое обеспечением средств для существования, взрослое поколение не успевает и не может так легко пользоваться тем, что их чада уже давно освоили. Возникает ситуация, которая прежде была нонсенсом: дети выступают в роли учителей компьютерной грамотности своих родителей, несмотря на жизненный опыт, знания и навыки старших. Родителям ничего не остается, кроме как принять положение вещей, чтобы не отстать от глобальных инноваций.
Важнейшее значение в становлении личности, безусловно, имеет образование. Сегодняшняя общедоступность и платность образования делают отношение молодежи к нему все более несерьезным. Во время наших родителей получить «корочки», освоить специальность было трудно и престижно. Студенты не знали что такое «автомат», не знали они и что такое обучение «на контрактной основе». Диплом был предметом гордости и признаком образованности будущего работника. Теперешние работодатели с большой опаской и качественным отбором нанимают людей, в связи с тем, как много желающих устроиться на работу с дипломом и как мало стоит за ним знаний. Г оворя о зависимости многих представителей молодого поколения от нескончаемого информационного потока интернет - пространства, рождается следующее различие: взрослое поколение предпочитает иные формы проведения досуга, нежели молодое. Подростки, на их взгляд, посвящают слишком много времени виртуальной жизни, а не реальной, в среднем затрачивая на это 10 часов в день. Они не чувствуют разницы между этими мирами и, в результате, становятся инфантильными. Старшие привыкли воспитываться в труде, в книгах, театрах, музеях, поэтому их не устраивает идея, что Интернет заменит все. По их мнению, это лишь «тренажер» реальной жизни.
Далее, нельзя не учесть роль экономики и материальных средств в особенностях социализации поколений. Новое значение играют в жизни людей деньги. Это стремление заработать больше для достойного существования в условиях рыночных отношений. Вследствие этого, родители больше вынуждены заниматься этим, чем воспитание подростков. Для многих сегодня деньги - это цель, средство обогащения, а не только необходимость жизни.
Еще одним предметом спора является отношение в карьере. «Карьеризм нынче в моде» - часто слышишь от старшего поколения. Взрослые привыкли ждать, когда их заметят, чтобы подняться по карьерной лестнице и достигнуть больших высот. Им присуща скромность, поскольку в их время быть амбициозным считалось низким. Сегодня же амбициозность едва ли не самый решающий фактор, чтобы «выбиться в люди». В то время, как старики еще ждут социальных гарантий от государства, молодые отчаянно борются за «место под солнцем», чтобы обеспечить себе благополучную старость.
Изменение политического строя также влияет на личностные ценности молодежи. В молодости наши отцы должны были быть преданы Родине, Отчизне, общему благу; должны были соответствовать Моральному Кодексу строителя коммунизма. А мы живем без идеологии, требования к молодым весьма лояльны. Это проявляется в нежелании молодых людей идти в армию и работать в государственном секторе, участвовать в общественных работах.
Также в современном обществе все более выраженным становится влияние западной и американской культуры. Маленькие дети наших бабушек и дедушек росли под советские, как сказал Папа Римский, «самые добрые» мультфильмы, прививающие малышам знание того, что такое дружба, скромность, сострадание, любовь, ответственность. Нынешние мультики больше ориентированы на развлечение, «экшн», нежели на воспитание. В большинстве своем такие фильмы исключают в модели поведения героев даже правила приличия, а чувства и мысли преподносят в опошленном виде. Принципиально разные эмоции возникают при просмотре современного «Шрека» и советской «Сказке о Мертвой Царевне и семи богатырях».
В заключение хотелось бы отметить, что условия, в которых девушки и юноши проходят свой процесс социализации, меняются, становятся труднее. Но, в конце концов, этот конфликт между отцами и детьми со временем стирается, потому что молодежь накапливает свой опыт и уже в реальном мире приобретает то, что не добрала раньше, что когда- то им не смогло дать старшее поколение. В свою очередь, наши отцы также познают новые реалии жизни, осваивают то, что ранее страшило, казалось недоступным. Вечные ценности, такие как любовь, доброта, забота, истинно русские черты всегда были и будут существовать и для молодежи и для их родителей.
А А Малисова, В. Ф. Кузнецова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 3. Направления: 3. Человек в современном мире, 5. Экологизация экономического развития, 16. Формирование современной системы туриндустрии и гостиничного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 9362