СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Реальность эсхатологических мифов

В современных условиях усиления процессов глобализации, человечество все больше волнует вопрос о дальнейшем развитии цивилизации, о «конце времен». С каждым днем в СМИ и массовом сознании возникают новые эсхатологические мифы.

Мифология (от греч. - «миф» - сказание, легенда; «логос» - слово, учение) - есть образное, наглядно предметное, непосредственно чувственное описание, объяснение мира, символическая проекция человеческого опыта и отношения человека к миру. Все мифы обладают определенными чертами:

они возникают на ранних этапах истории, при этом существуют и современные мифы;

мифы обуславливаются устойчивыми состояниями психики, поскольку олицетворяют в конкретных образах абстрактные идеи, доминанты в мотивации человека, типы социальных отношений;

мифы порождаются архетипами, т.е. структурами родового опыта наших предков;

миф характеризуется синхронностью - совмещением настоящего, архаичной древности, будущего и вечности, совмещением «хроноса» формального, исторического времени и «кайроса» - подлинного времени, исполненного высшим содержанием, полноты времен.

Существуют мифы о животных и растениях, о культурных героях, богах, мифы о сотворении и конце света.

Эсхатологические мифы - это мифы о предстоящем конце мира (света), о свершении и полноте времен. Развитие эсхатологических мифов в современных условиях обусловлено фрустрированностью базовых потребностей, чувством бессознательного страха, неуверенности в будущем, неврозами, депрессивно-параноидными состояниями, более конкретно - обострением таких мировых проблем, как межрегиональные и межнациональные конфликты, климатические катастрофы (наводнения, цунами и землетрясения), кровавыми терактами, экономическими кризисами, массовым падением уровня жизни населения, распространением неизлечимых болезней и т.п. «Истинно говорю вам: четвертого мая 1925 г. Земля налетит на небесную ось!» («Собачье сердце», М.А. Булгаков).

Общая эсхатологическая установка, определяемая устойчивыми невротическими состояниями психики, неосуществленностью значимого проявляется в сонме более частных мифологем, выступающих формой рационализации, обоснования, легитимизации базовой идеи. В этой связи возникают мифы о «ядерной зиме», предрекающие резкое похолодание, природные катаклизмы и войны для «расчистки территорий» и за ресурсы, в результате чего радиация - солнечная и ядерная погубит все живое. Форма данного Апокалипсиса отождествляется с божьим судом над падшими людьми. Миф о «бунте нанороботов» предполагает, что роботы, которые могут создавать сложные механизмы, начнут саморазмножаться и через некоторое время все живое на Земле превратится в «серую слизь», будучи разобрано нанороботами на молекулы. Мифологема «о конце света по Библии» проецирует ожидаемое в большинстве христианских церквей, предвозвещенное в Новом Завете второе пришествие Христа, которое должно сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (огонь с неба, воскрешение мертвых, явление ангелов) и характеризоваться осуществлением кайроса. Миф, опирающийся на предсказанияя болгарской провидицы Ванги предполагет конец света так: «Скоро на Земле наступят тяжелые времена, и люди станут избавляться от тел. Добрые люди выживут, а злые, которые считают себя умными, погибнут. А потом будет очень хорошая жизнь... Все изменимся вдруг в мгновение ока». Миф о конце света, основанный на предсказаниях древних майя также становится все более популярным в последнее время, так как приближается указанная в расшифровке предсказаний по календарю майя дата конца света - 21.12.2012 г. Хотя современные потомки майя говорят не о «конце времен», а о завершении очередного календарного цикла.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, мы можем рассматривать эсхатологические мифы как архетипическую установку, т.е. коллективно-бессознательный образ «конца времен». Посредством эсхатологических образов в сознании человека проецируется беспокойство о завтрашнем дне, родовой страх перед неопределенным будущем, преобладающая уверенность в неизбежности «домашнего» Апокалипсиса в лице собственной смерти.

Во-вторых, рассуждая на темы конца света, человек возвышается над миром (вот я простой смертный, а рассуждаю о гибели всего сущего). Тема Апокалипсиса придает смысл существования, выступая в качестве «оправдательной установки» человека в отношении самого себя.

В-третьих, когда человек сталкивается с тем, что все меняется не в лучшую сторону (неудачи на работе, катастрофы, аварии, теракты, «свальная» коррупция, болезни, неосуществимость желаемого), то его не вера, но убеждение в приближающийся конец света начинает крепнуть. Эта «вера в худшее» является формой паранойи и одновременно формой эскапизма, ухода от реальности.

Эсхатология - одна из форм некрофилии (стремления, любви к смерти). Во многих религиях, в том числе и в христианстве, смерть отождествляется со спасением, приобщением к Богу, обретением вечного блаженства. Как гласит русская пословица: «Отдохнем, когда сдохнем». «Конец света» отождествляется с его божественным преобразованием, трансформацией «хроноса» в «кайрос». Для некрофила смерть - это Великая инициация, Посвящение, ритуал перехода. Смерть понимается в качестве одной из ипостасей атрибута всемогущества Бога. Смерть - ожидаемое завершение процесса временности (в которую все мы погружаемся). Эсхатология - даже в некрофилическом виде - все же остается формой веры в бессмертие души. Витафильная эсхатология заключена в образе Креста, в почитании трупа Распятого: «Воистину воскресе!» Культ смерти выступает формой культа жизни.

Эсхатологические мифы как одна из форм общественной «архети- пичной» депрессии проявляются в повышенном уровне общей религиозности, «веры в экстрасенсов», веры в предметные чудеса и пророчества, распространении колдовства, христианского «магизма» (примером последнего может служить огромная, пролонгированная на трое суток, очередь к московскому Храму Христа Спасителя за Поясом Богородицы, «исцеляющим болезни»).

Подводя итог, необходимо отметить, что эсхатологические мифы отражают не объективные тенденции развития мира и человека, но «апокалиптическое», упадническое, невротическое состояние индивидуального и общественного сознания, проецируя не метафизическую, сокрытую «духовность», а явное болезненное состояние сил и неверие в субстанциональность любви и добра.




А. А. Кодочигова, А. В. Романов Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 3. Направления: 3. Человек в современном мире, 5. Экологизация экономического развития, 16. Формирование современной системы туриндустрии и гостиничного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601