По определению, эмоциональный интеллект - группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими. Компоненты эмоционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, эмпатия, навыки отношений, мотивация.
Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась Э. Торндайком, Дж. Гилфордом, Г. Айзенком. В развитии когнитивной науки много внимания уделялось информационным, «компьютерообразным» моделям интеллекта, а аффективная составляющая мышления, по крайней мере, в западной психологии, отошла на дальний план.
Понятие социального интеллекта как раз и явилось звеном, связывающим воедино аффективную и когнитивную стороны процесса познания. В сфере социального интеллекта вырабатывался подход, понимающий познание человека не как «вычислительную машину», а как когнитивно-эмоциональный процесс.
Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. После того, как А. Маслоу ввел понятие самоактуализации, в западной психологии случился «гуманистический бум», который породил серьезные интегральные исследования личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы.
Один из исследователей гуманистической теории П. Салоуэй в 1990 г. выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большинства, стала первой публикацией на эту тему. Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни.
П. Салоуэй и его соавтор Джон Майер определяют эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». Другими словами, эмоциональный интеллект, по их мнению, включает в себя четыре части:
способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека);
способность направлять свои эмоции в помощь разуму;
способность понимать, что выражает та или иная эмоция;
способность управлять эмоциями.
В своих работах Д.Карузо писал: «очень важно понимать, что эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».
В 2011 г. в УрГЭУ было проведено исследование, в котором опрашивались молодые люди и девушки в возрасте от 18 до 21 года. Опрошенным было предложено пройти тест, направленный на установление уровня эмоционального интеллекта. После чего были составлены две диаграммы, на первой из которых показано процентное соотношение у молодых людей (рис. 1), а на второй - у девушек (рис. 2).
□ Эмоциональный ребенок □ Эмоциональный подросток □ Эмоциональный взрослый Рис. 1. Доля опрошенных мужского пола, %
□ Эмоциональный ребенок □ Эмоциональный подросток ■ Эмоциональный взрослый Рис. 2. Доля опрошенных женского пола, %
Проанализировав диаграммы, можно сделать вывод о том, что среди молодых людей эмоциональный возраст наибольшей части соответствует взрослому человеку, затем ребенку и подростку соответственно. Тогда как у девушек, эмоциональный возраст наибольшей части соответствует взрослому человеку, подростку, а затем ребенку. Исходя из этого, можно сказать, что девушки более собранны, эмоционально отзывчивы, нежели молодые люди. Им легче понять другого человека, они более склонны к эмпатии - умению переживать и сочувствовать переживаниям другого человека, в то время как молодые люди в большей степени стремятся устраниться от чужих переживаний, особенно негативных, они стремятся руководствоваться идеями «разума», «логики», рационализации.
А В. Иус, О. В. Мылтасова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 3. Направления: 3. Человек в современном мире, 5. Экологизация экономического развития, 16. Формирование современной системы туриндустрии и гостиничного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2510