Важную роль в обеспечение социальной защитой граждан Российской Федерации, при их временной нетрудоспособности, имеет Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ (в ред. от 07.03.2011 г.) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Данный нормативный акт устанавливает для проживающих в России граждан России, иностранцев, лиц без гражданства, иных лиц, имеющих детей, единую систему государственных пособий и обеспечивает при помощи этой системы гарантированную государством материальную поддержку. Актуальность выбранной темы во многом связана с решением проблем возникающих при применении ст. 14 и 15 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком могут получить матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком или со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет.
Право на отпуск и выплату пособий определяется Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г., а размер выплаты пособий при рождении ребенка определяется ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
В ходе анализа практики применения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (ст. 14 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей») выявлена проблема недостаточности периода выплаты пособия. Ребенку исполняется 1,5 года и у женщины заканчивается выплата пособия. Государство предоставляет места в детские дошкольные учреждения (ДДУ) по исполнению ребенку возраста 3 года. Существует незначительное количество ясельных групп с 2 лет, в которые предоставляют места матерям-одиночкам, однако многие из них ждут своей очереди по исполнении ребенку 3 лет. Следовательно, полтора года до получения путевки в ДДУ женщина остается на своем собственном попечении с ребенком на руках без какой-либо материальной помощи. Есть два варианта, как женщина может поступить в данной ситуации для того, чтобы иметь возможность работать. Во-первых, она может устроить ребенка в частный детский сад, который принимает детей с возраста 1,5 года с примерной оплатой в месяц в размере 7 000 р. Если брать женщин со средним заработком ниже среднего в размере 10 000 р., а таких женщин большинство, то на проживание им с ребенком останется примерно 3 000 р., что на треть ниже МРОТ (4 611 р.).
Для решения данной проблемы государство производит компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в негосударственной образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования (имеется лицензия). Сумма компенсации зависит от количества детей в семье (на первого ребенка 20%, на второго - 50%, на третьего
70%) и от среднего размера родительской платы, установленной в муниципальных и государственных дошкольных учреждениях (2 000 р.). В среднем сумма компенсации составляет: 250 р., 500 р. и 750 р. в месяц. Кроме того, расчет производится только на фактические дни посещения дошкольного учреждения . Сумма компенсации погашает лишь 3,6% суммы оплаты частного садика. Во-вторых, женщина может нанять для своего ребенка няню, сумма оплаты услуг которой намного превысит сумму оплаты частного детского садика. В целях повышения эффективности материальной поддержки семей с детьми целесообразно обратить внимание на решение данной проблемы и пересмотреть ст. 14 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» о продолжительности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Необходимо увеличение периода выплаты пособия до 3 лет, т.е. до момента получения путевки в ДДУ.
Названная выше мера по решению проблемы лежит в русле общей концепции деятельности Минтруда России по нормализации положения с пособиями на детей для более эффективной помощи семьям.
Эти или иные рекомендации могут способствовать более эффективному экономически использованию Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». А это в свою очередь дает возможность сделать помощь семьям более эффективной.
А О. Ильбатыров, И. А Бирюкова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 3. Направления: 3. Человек в современном мире, 5. Экологизация экономического развития, 16. Формирование современной системы туриндустрии и гостиничного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 10751