В рамках настоящего исследования авторами была предпринята попытка провести анализ понятий «инновация», «инновационная личность», «инновационный потенциал» с использованием метода анкетирования студентов УрГЭУ.
В анкете было предложено дать ответы на следующие вопросы:
Что такое инновация?
Какова роль инноваций в современном мире?
В качестве 5 главных черт инновационной личности предлагалось произвести выбор из следующего перечня черт:
способность к партнерству; образовательная мобильность; интеллект и нацеленность на новое знание; воображение и изобретательность; личная энергия и воля к действию; сочетание ума и интуиции; потребность в достижении цели; повышенная склонность к риску;
склонность к усложнению поведенческих задач в ситуациях риска; способность к нестандартному решению творческих задач в условиях дефицита времени;
стрессоустойчивость;
креативность;
энергетические и волевые способности.
Считаете ли Вы себя инновационной личностью?
Тождественны ли понятия «потенциал» и «ресурсы»?
Что входит в инновационный потенциал личности?
По итогам анкетирования 32 студентов получены результаты:
В понимании опрошенных студентов «инновация» - это: нововведение, двигатель прогресса; новшество (методы, приемы, ранее не существовавшие); нечто новое, уникальное и необычное, заменяющее устаревшее, привычное;
открытие/привнесение/появление чего-то нового; разработка и внедрение новых технологий в образовании, производстве, медицине и других отраслях науки;
технологический прорыв, прорыв в развитии.
С точки зрения авторов, наиболее полными являются следующие определения инновации, данные студентами:
создание материальных или нематериальных вещей - двигателей прогресса, в которых будут отражаться абсолютно новые черты и качества для современного общества, улучшающих уровень жизни людей;
новые товары и услуги, созданные на основе креативных идей, нового видения, с помощью максимально усовершенствованных технологий с целью повышения качества жизни.
Наиболее важными чертами инновационной личности, по мнению опрошенных, являются: воображение и изобретательность (18,1%), интеллект и нацеленность на новое знание (15), способность к нестандартным решениям творческих задач в условиях дефицита времени (12,5), креативность (11,9), личная энергия и воля к действию (8,1), сочетания ума и интуиции (8,1%).
Респонденты отметили огромную роль инноваций в современном мире: они обновляют, улучшают, облегчают, упрощают жизнь человека, являются двигателями прогресса и развития.
59% респондентов считают себя инновационной личностью, так как пытаются создавать что-то новое и уникальное, постоянно познают новое и совершенствуют свои способности и навыки, нестандартно и креативно мыслят и принимают решения. Причинами того, что студенты не относят себя к категории «инновационная личность» являются: неспособность доводить дело до конца, слабая воля, лень, отсутствие новых идей, отсутствие времени, принятие всего происходящего и нежелание что-либо менять в жизни.
На вопрос о тождественности понятий «потенциал» и «ресурсы», 15,6% опрошенных студентов ответили «да», 75% - «нет» и 9,4% - «затрудняюсь ответить». Наиболее популярными ответами были:
ресурсы - это что-то материальное, источник, то, чем располагаешь для достижения цели. Потенциал нематериален, это исключительные особенности, знания, способности, возможности;
потенциал реализуется через имеющиеся ресурсы и наоборот, эти понятия взаимосвязаны, неразделимы и дополняют друг друга;
ресурсы - имеешь и пользуешься. Потенциал - не всегда используется;
потенциал - желание к действию. Ресурсы - материал для выполнения действия.
Также опрошенными были даны следующие ответы: потенциал - это ум, ресурсы - это природа; потенциал - составная часть ресурсов; потенциал безграничен, ресурсы ограничены;
ресурсы - это то, с помощью чего создается вещь, а потенциал - это то, что подстегивает человека для достижения цели.
На основании полученных ответов можно сделать вывод, что студенты УрГЭУ имеют недостаточное представление о таких понятиях как «потенциал» и «ресурсы».
Под инновационным потенциалом личности респонденты понимают:
способность к обучению, реализация и усовершенствование полученных знаний на практике, мобильность, открытость, склонность к постоянным изменениям, стрессоустойчивость, любознательность, уверенность, постоянное совершенствование ума;
креативность, сообразительность, воля к действию, изобретательность, разносторонность, склонность к риску;
развитый интеллект, потребность в достижении целей, склонность к нестандартному решению творческих задач в каких-либо ситуациях, способность меняться и устанавливаться связь между событиями;
нестандартность мышления, прогрессивное видение, стремление изменить мир, лидерские способности; черты инновационной личности;
желание создавать что-то новое и действовать по-новому.
Таким образом, важным требованием современности является обеспечение инновационного характера развития человечества. Происходящие изменения обусловлены становлением инновационного общества, формирующего потребность в инновациях, способных, в результате активного вовлечения личности в инновационную деятельность, преобразовывать все компоненты общественной жизни.
Инновация - это использование достижений человеческого ума (открытий, изобретений, научных и конструкторских разработок и т.п.) для повышения эффективности деятельности в той или иной сфере, улучшения качества жизни людей. Инновация - двигатель прогресса.
Инновационная личность должна обладать следующими качествами: воображение и изобретательность, интеллект и нацеленность на новое знание, способность к нестандартным решениям творческих задач в условиях дефицита времени, креативность, личная энергия и воля к действию, сочетания ума и интуиции.
Инновационный потенциал включает в себя:
личностные качества, такие как толерантность к неопределенности, способность к оправданному риску, любознательность, воля к действию, изобретательность, ответственность, потребность в самореализации, креативность, мобильность;
компетенции, прежде всего, такие как коммуникативная компетенция, информационная компетенция;
витальность (особенности ценностно-смысловой организации, жизнестойкость, стрессоустойчивость, трудоспособность, уровень саморегуляции, ориентация человека на определенное качество жизни, потребность в достижении целей, стремление изменить мир к лучшему).
Я. Р. Зарятдинова, Т. И. Макова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 3. Направления: 3. Человек в современном мире, 5. Экологизация экономического развития, 16. Формирование современной системы туриндустрии и гостиничного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2740