Долгое время семья не исследовалась, так как она находилась под влиянием Пятикнижие Моисея и трактовались вне исторического развития, как раз и навсегда данное явление.
В настоящее время выделяют следующие подходы к исследованию семьи: эволюционный, функциональный, этологический, сциентический, гуманитарный и культурологический и т.д.
Родоначальником эволюционного подхода считается Л. Г. Морган. Он считал, что семья в своем развитии проходили следующие этапы:
промискуитет;
групповой брак;
парный брак;
моногамная семья.
Он также пытался определить то общее, что присуще различным формам семей. Он выявил следующие закономерности: почти у всех исследуемых народов счет родства по матери предшествует счету родства по отцу, что на первичной ступени половых отношений господствовала широкая свобода брачных отношений и что эволюция брака состояла в постоянном ограничении свободы половой жизни.
Последовали этой теории утверждали, что без здоровой семьи невозможно здоровое общество.
При функциональном подходе считалось, что семейные отношения производны от образа жизни и они обусловлены социокультурными функциями семьи, а также строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством.
Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождения ребенка.
В своих исследованиях они сосредотачивают внимание на проблемах материнства и отцовства.
При этологическом подходе (он идет от Ч. Дарвина) исследователи оперируют методами сравнительной этологии и разбираются в скрытых (рудиментарных) инстинктивных основах поведения человека. Они отвергают промискуитет и считают, что человечество имеет 4 системы брачных отношений: групповой брак, полигиния (союз одного мужчины с несколькими женщинами), полиандрия (союз одной женщины с несколькими мужчинами) и моногамию - пожизненную и допускающую развод. Но для них моногамия это не идеал с точки зрения естественного отбора.
При сциентическом подходе семейные отношения рассматриваются во взаимосвязи личности и общества. Семья понимается как единство взаимодействующих личностей.
При гуманистическом подходе брак рассматривается как процесс партнерства, процесс выстраивания отношений и создания условий для личностного роста супругов. Их интересует то, что происходит в семье на обыкновенном поведенческом уровне.
Представители рационального подхода выдвигают золотое правило взаимоотношений между супругами: «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней». При этом подходе исследователей интересует эмоциональные расстройства, иррациональные суждения и семейные.
Как мы видим подходов к изучению семьи достаточно много и при комплексном исследовании нужно рассматривать семью с различных позиций, учитывать все связи, все опосредования.
Р. Ермолаев, Т. В. Рыбченко
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 3. Направления: 3. Человек в современном мире, 5. Экологизация экономического развития, 16. Формирование современной системы туриндустрии и гостиничного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 9711