Религиозная ситуация в современной Великобритании была однажды охарактеризована британским социологом как «мягкий плюрализм с секулярными тенденциями». Этот тип религиозного плюрализма отличен от американского с его строжайшим, законодательно закрепленным Первой поправкой к Конституции США равенством всех религий перед законом и принципом «нонистэблишмента», т.е. запретом на государственное утверждение особой роли какой-либо из религий.
«Мягкость» английского религиозного плюрализма проявляет себя в том, что здесь спокойно уживаются официально признанные государством исторические Церкви и неформальные, зачастую весьма эксцентричные новые религиозные течения. В целом, современной Великобритании не свойственна жесткая межконфессиональная конкуренция, жесткий антагонизм, как это происходит в других странах. Здесь практически отсутствуют как антиклерикализм (как, например, в некоторых католических странах Европы), так и чрезмерный религиозный энтузиазм (какой можно обнаружить в некоторых слоях американского общества). Конфессиональная принадлежность, вера и позиция агностика не играют определяющей роли в социальной или политической карьере.
Как и в других современных индустриальных обществах, в Великобритании традиция все в меньшей степени определяет индивидуальную идентичность. С одной стороны, перед индивидуумом открыто разнообразие духовных, политических и идеологических выборов. С другой стороны, процессы возрастающей социальной, географической и профессиональной мобильности делают неизбежным, в большей или меньшей степени, отход от общинных и семейных связей и традиций и подталкивают к индивидуальному выбору. Принцип свободы выбора является фундаментальным для современной английской культуры; английская система образования поощряет поиск, вызов авторитету и здоровый скептицизм. Известный английский социолог Грейс Дейви отмечает, что религиозная вера по-прежнему находит много места в сердцах и умах англичан, но вопрос о том, к какой вере ты принадлежишь, теряет для них значение.
Каковы же причины религиозного многообразия в Великобритании?
Во-первых, это религиозное диссидентство, откалывание от «матери-Церкви» небольших (иногда быстрорастущих) групп, недовольных ру- тинизацией церковной жизни, «отходом от правды» или неспособностью Церкви, по мнению «диссидентов», дать адекватный духовный ответ вызовам современного мира. Если «вновь обретенная» или «доселе неведомая» истина оказывается непризнанной Церковью, это может вести к формированию секты, резко или постепенно отходящей, вероучительно и организационно, от Церкви.
Во-вторых, это иммиграция этнических меньшинств. До 50-х гг. XX в. крупнейшим этническим меньшинством в Англии была еврейская община, существовавшая здесь со времен Средневековья и затем пополнявшаяся за счет выходцев из других частей Европы и исламских стран. С пятидесятых годов нашего столетия шел быстрый процесс поселения в Великобритании и формирование общин индусов, мусульман, сикхов, главным образом, из Южной Азии и Восточной Африки. Здесь также существуют относительно небольшие общины джайнов из Индии и Восточной Африки, зороастрийцев, буддистов (хотя большинство британских буддистов родились в Великобритании), а также некоторых других. Вполне естественно, что вновь прибывшие иммигранты организовывали свою жизнь как этнорелигиозные общины. Храмы, мечети и синагоги становились центрами общественной жизни, а религиозные наставники играли важную роль как в сохранении этно-культурной идентичности иммигрантов, так и в их адаптации к английскому обществу и культуре.
В-третьих, это появление новых религиозных течений. Новые религиозные движения (НРД или «культы» и «секты», как их часто называют) широко и быстро распространяются в Великобритании в 19701980 гг. Крупнейший авторитет в изучении НРД доктор Оксфордского университета Брайан Уилсон связывает их появление с глубинными процессами в западных обществах: значительно большая, чем раньше, социальная мобильность, ослабления традиционных институтов общины и семьи, секуляризация, связанная со снижением роли и популярности традиционных церквей и т.д.
Большинство НРД, появившихся в Великобритании в 19701980-х гг., происходили из США, что само по себе не было проблемой. Во-первых, как мы уже видели, религиозные инновации в виде сект и культов были вполне обычным явлением в английской истории XIX-
вв. Во-вторых, англичанам хорошо были известны жаркие дебаты, происходившие в XIX веке вокруг таких американских движений, как Христианская наука, мормоны, Свидетели Иеговы и др.; в современной Англии существование этих религий уже не представляет проблем.
А. Ю. Гончаров, Н. А. Гончарова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 3. Направления: 3. Человек в современном мире, 5. Экологизация экономического развития, 16. Формирование современной системы туриндустрии и гостиничного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3482