Платон говорил: «Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать». Актуальность данной тематики обусловлена тем, что существует множество систем, сконцентрировавших свое внимание на вопросах происхождения и сущности человека. Начиная с XVII в. в этих системах наметились тенденции к свободомыслию. Однако этот факт не изменил лица культуры. Еще даже Дарвин, создавая в XIX в. теорию эволюции видов, очень осторожно решал проблему человека, затруднявшую продвижение этой проблемы.
Человек Средневековья, эпохи Возрождения и большей части современной эпохи вплоть до XIX в. был антиподом человека нашего времени: человека вопрошающего, нерешительного, почти нематериального.
Конец XX в., возможно, войдет в историю как время торжества гуманистических ценностей в общественном сознании.
Люди тех времен думали, что они знают, что они такое. Они гордились своим положением в природе, воображая, что подчинили ее, считали себя хозяевами Вселенной и полагали, что все о ней знают. Для них не существовало нерешенных проблем. Наверное, тогда люди себя чувствовали более счастливыми, чем теперь, потому что счастлив тот, кто уверен в себе. Стремление к новым формам - это закон жизни и мышления поэтому, несмотря на все препятствия, всегда существует движение вперед и всегда происходят те или иные изменения.
Интерес биологического выживания может показаться примитивным по сравнению с более высокими целями человеческой деятельности. Однако в современном мире, на нынешнем уровне развития цивилизации именно этот интерес стал мощным стимулом к переосмыслению всего ее исторического и современного опыта, основ культуры, тех неписаных правил, по которым живут люди в обществе. Ведь смертельную угрозу человечеству создали не какие-то надчеловеческие силы, оно самоуверенным шагом приблизилось к пропасти. Поставленная в глобальных масштабах проблема выживания оказалась к тому же связанной отнюдь не только с перспективой термоядерной и экологической катастроф - один из существенных ее аспектов составляет драма нищеты, голода, массовых заболеваний в наиболее многолюдных регионах планеты.
Связь человека с современным обществом и культурой так глубока, что с трудом поддается анализу. Она одновременно духовная и историческая. Человек наследует весь комплекс прошлого, которое в основном делает его таким, каков он есть в настоящем. Психоаналитические исследования бессознательного и подсознательного показали, насколько сильные и глубокие течения циркулируют внутри сознания, составляющего человеческое «Я» в настоящий момент.
Каждый человек есть связующее звено между горизонтальностью и вертикальностью в процессе становления сознания. В человеке сходится множество координат, идущих из прошлого, настоящего и даже будущего, он их продукт, их результат. Познать себя означает представить себя широко, чтобы потом вновь сконцентрировать внимание на своей сущности, т.е. вначале нужно понять, каков человек, зачем он существует и как он существует. По мере осмысления проблемы человека круги познания расширяются в пространстве и во времени. Самопознание станет совершенным в том случае, если человек сможет объять все - прошлое, настоящее и будущее в их целостности.
Современный человек твердо уверен в том, что он эволюционирует. Он живет в эволюции, почти ощущая ее. Возникает справедливый вопрос: начинается ли человеческий прогресс только тогда, когда эволюция идет от человека? что она дает или даст человеку?
Каждое поколение считает себя намного круче всех предыдущих. Ведь благодаря техническому прогрессу оно знает то, чего не знали до него, пользуется вещами, которых раньше не было, ест, пьет и потребляет продукты и услуги, придуманные совсем недавно. Ведь ты современный человек, а они уже покрылись пылью времен. Потом это поколение «устаревает», приходят еще более современные люди, которые считают, что до них никто толком не жил, только оно живет по-настоящему. Так проходят поколение за поколением, и не очень-то понимают, что все то, что отличает один век от другого, не столь существенно.
Вот и сейчас многие воображают, что технический прогресс, социальный прогресс начался совсем недавно, мы на его вершине. И поэтому мы как бы умнее, лучше предков, и поэтому имеем полное право наплевать на их опыт. Так вот, одно из заблуждений современного человека - в том, что «в наши дни уже не действуют те моральные, нравственные законы, что действовали сто или тысячу лет назад». Мол, жизнь очень сильно изменилась с тех пор, поэтому и законы изменились.
М. В. Волошена
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 3. Направления: 3. Человек в современном мире, 5. Экологизация экономического развития, 16. Формирование современной системы туриндустрии и гостиничного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 4861