СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Эскапизм Интернета

Невозможно представить нашу жизнь без Интернета. Причина тому

разнообразие форм его использования. Интернет является источником всевозможной информации, дает возможность общаться с друзьями и создавать свой «виртуальный» мир. Каковы же факторы влияния этой «могучей паутины» на нашу жизнь? В мире давно появилась проблема зависимости от Интернета, которая отражается в таких специфических терминах, как Internet-, On-line-, Net addiction, диагностирующих состояние зависимости от «Сети». В США особо опасным видом Net-зависимости считаются графические чаты. Если при обычном Интернет общении люди просто обменивались сообщениями и фотографиями, то в графических чатах каждый человек создает свой виртуальный мир и проективно-компенсаторный образ самого себя, который призван восполнить недостатки как окружающего мира, так и собственной личности. Неосознаваемой ментальной основой подобной «компенсаторной виртуализации» выступает фрустрированность, неудовлетворенность потребностей (на всех уровнях пирамиды потребностей), неврозы, комплексы неполноценности, чувство бессилия и страха, неприятие действительности и самого себя. В графических чатах неуверенные в себе индивидуумы создают образ самих себя в качестве успешных и неотразимых героев и ведут себя в соответствии с ним. Для человека, испытывающего трудности в повседневном общении, данная реальность оказывается более значимой и действительной. Именно в ней он получает удовлетворение. Он все более адаптируется к «виртуальности» и становится все менее приспособленным к действительности. Net-общение раскрепощает человека, проективно («фантастически») удовлетворяет фрустрированные в действительном мире потребности, раскрывает вытесненные в бессознательное комплексы, дает ность почувствовать себя в безопасности.

Чтобы проанализировать более конкретные основания «виртуализации реальности», необходимо обратиться к концепции психологических защитных механизмов эго Зигмунда Фрейда. Целью действия защитных механизмов эго является не разрешение объективной проблемы, а снижение уровня тревоги, основная функция которой - в избегании осознания в себе неприемлемых влечений, инстинктов. Проявляясь на неосознанном уровне, защиты искажают, фальсифицируют, отрицают восприятие реальности, чтобы ослабить действие тревоги. Среди достаточно большого количества защитных механизмов выделяется восемь основных: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание. Их действие выступает признаком невроза. С другой стороны, проистекая из первой защиты - подавления - они усиливают неосознаваемое состояние невроза. Единственная защита, устраняющая невроз - это сублимация.

В качестве первой защиты в основе интернет-зависимости необходимо выделить вытеснение (репрессию, подавление). Механизм действия вытеснения заключается в избегании, удалении из сознания негативных чувств и мыслей, вызывающих страдания, что, в частности, составляет основу «мотивированного забывания». Индивид перестает думать о реальных, тревожащих его проблемах, связанные с действительностью чувства покидают его сознание. При этом по мере репрессирования, бессознательные тревога и неврозы усиливаются.

Действие отрицания проявляется в непризнании в качестве реальных неприятных событий, очевидных для окружающих. (Человек, например, при сообщении о гибели близкого ему родственника не воспринимает это известие в качестве объективного факта). Тревожащая реальность отрицается. Человек, погрузившийся в виртуальный мир, отрицает мир вокруг себя, отрицает тот факт, что не может изменить себя, чтобы комфортнее чувствовать себя в реальном мире, быть ему более адекватным. Выдавая себя за другого в социальных сетях Интернета, а также приписывая себе качества, которыми не обладает, он тем самым отрицает собственную личность. Критерием самоактуализированной, «здоровой» личности остается принятие себя и реальности.

Отрицание собственной личности приводит к идентификации - защитному механизму, в основе которого отождествление себя с другим человеком, группой или существом (драконом, богом), проецирующими атрибуты успешности, достоинства, неуязвимости, всемогущества (в соответствии с принципом: «Я буду счастлив, если стану им»). Идентификация проявляется в том, что человек пытается найти замену реальным или выдуманным собственным дефектам, присваивая себе свойства, достоинства другой личности. Формами действия данной защиты выступает создание вымышленных профилей в социальных сетях, сотворение персонажей, героев он-лайн игр, наделенных сверхъестественными способностями.

Проявлением компенсаторных защитных механизмов является стремление восполнить недостаток позитивных чувств - в виртуальном пространстве. Примером может служить «зависание» часами на различных веб-сайтах, просмотр онлайн-фильмов, видеороликов или же виртуальное общение в своем фантастическом мире. Люди, неудовлетворенные реальным общением, «сверхудовлетворяют» эту потребность в виртуальном мире; дети, не отличающиеся физическим развитием, не побеждающие в спортивных состязаниях, находят удовлетворение в он-лайн играх. С другой стороны, избыточная Интернет-компенсация препятствует развитию спортивных навыков и навыков общения.

В рамках защитного механизма проекции, в основе которого лежит процесс восприятия внутреннего в качестве внешнего, приписывания неприемлемых навязчивых собственных чувств и мыслей другому человеку (животному или предмету). Человек, находящийся в зависимости от Интернета, склонен не осознавать, что причина его дискомфорта в реальном мире исходит от него самого, и он предпочитает винить в своих страданиях окружающий мир, окружающих его людей.

Чрезмерное демонстрирование собственного «суперменства», брутальности, в рамках реактивного образования (преувеличенного поведения, «нагромождения») выступает формой проявления подавляемых, вытесняемых комплексов неполноценности. Как правило, за преувеличенным образом «дракона» скрывается «лузер», «секс-гиганта» - неудачник в любви. Подавленная агрессия к окружающим имеет тенденцию проявляться в формах чрезмерной любви, собственный непризнаваемый аморализм - в избыточной борьбе с чужими грехами.

Следующая защита замещение проявляется в разрядке невыраженных, как правило, негативных эмоций на объектах, представляющих меньшую опасность, чем те, которые ввели человека в это состояние. Участвуя в он-лайн играх и ребенок, и взрослый разряжают свои накопленные эмоции, представляя на месте пораженного героя своего обидчика. Интернет (подобно религии) призван снимать устойчивое, «задержанное» напряжение. В этом измерении он имеет катарсическую («эмоциональную») природу: он «очищает душу» - проявляет, канализирует участки напряженности.

Интернет-аддикция выступает формой эскапизма. Эскапизм (от англ. escape - бегство) - примиренческое стремление человека уйти от мрачной действительности в мир иллюзий. Эскапизм как уход от мира, самозамыкание, пересекаясь с аутизмом, являет форму «ухода от фрустра- тора». «Интернет-аскеза» в качестве формы эскапизма и действия системы психологических защит становится в один ряд с религией, ролевыми играми, «индийским кинематографом».

Интернет имеет как положительное, так и отрицательное влияние на человеческую личность. Мы сами должны пытаться контролировать свои отношения с окружающим миром, решать проблемы в реальности, а не скрываться в виртуальном пространстве. Базовым методом решения проблемы интернет-зависимости является определение того, что не позволяет человеку наслаждаться реальной жизнью, выявление того невроза, той неудовлетворенной потребности, которые определили данный тип ад- дикции - с соответствующим дальнейшим поиском «сублимативных» путей удовлетворения данной потребности в социально приемлемых формах.




Д. Е. Берсенева, А В. Романов Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 3. Направления: 3. Человек в современном мире, 5. Экологизация экономического развития, 16. Формирование современной системы туриндустрии и гостиничного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601