В настоящее время социальная сфера активно трансформируется. Одной из объективных причин этого процесса является использование неадекватной вызовам времени модели социальной защиты, которая была характерна для 1990-х и 2000-х гг. на фоне снижения уровня жизни, безработицы, вынужденной миграции населения, распада института семьи и брака и т.д. В то время социальная политика отражала гарантии государства на уровне минимальных стандартов обеспечения населения.
Известно, что размеры государственных гарантий в системе социальной защиты недостаточны для роста качества жизни, поэтому необходимо обеспечить защиту от социальных рисков путем собственного участия граждан. Одним их инструментов такой защиты является накопительная пенсионная система. Постепенно общество приходит к осознанию, что накопительный элемент пенсии является органической частью трудовых отношений, подлежащей регулированию с учетом европейской практики.
Инвестирование личных средств граждан в пенсионную систему является важнейшей проблемой, которую призвана решить пенсионная реформа. На первом этапе она предполагала переход от распределительной системы пенсионного обеспечения (при которой пенсию назначает и выплачивает государство) к распределительно-накопительной (при которой государство отдает часть функций по назначению и выплате пенсий в частные руки).
При этом работникам предоставлялась возможность выбора: передать средства в управление негосударственной управляющей компании; передать средства в управление негосударственному пенсионному фонду; оставить накопления у государства (что равнозначно передаче их в управление государственной управляющей компании).
Практика показывает, что большинство будущих пенсионеров не делает никакого выбора. У российских граждан не сформированы привычки самостоятельного управления пенсионными взносами, тогда как система негосударственного страхования рассчитана на активных людей. По мнению заместителя министра здравоохранения и социального развития Ю. Воронина, к 2023 г. не менее 20% экономически активного населения РФ должно быть охвачено системой добровольного пенсионного страхования, а соотношение «молчунов» и тех, кто принял решение направить свои средства в НПФы, должно составить 50:50. Одной из мер, способствующей достижению такой пропорции, может быть предоставление права выбора НПФ не только работнику, но и работодателю.
При переводе средств в управляющую компанию застрахованное лицо остается клиентом Пенсионного фонда России в части пенсионного обслуживания. Передача пенсионных накопительных средств в управление негосударственным управляющим компаниям вызывает дискуссию в обществе. Как правило, подчеркивается возможность более высокой доходности за счет гибкого реагирования на рынок ценных бумаг, профессионального управления. С другой стороны, ряд специалистов выступают за устранение посредников в данном сегменте, передаче полномочий НПФ.
Третий вариант - перевод средств в негосударственный пенсионный фонд. Негосударственные пенсионные фонды включились в работу с накопительной частью трудовой пенсии в 2004 г. Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Основным видом деятельности НПФ является негосударственное дополнительное пенсионное обеспечение участников Фонда за счет их добровольных вложений. НПФ аккумулирует пенсионные взносы, инвестирует пенсионные резервы в соответствии с действующим законодательством, распределяет полученный доход, оформляет и выплачивает негосударственные пенсии.
В условиях финансовых рисков участники рынка пенсионного инвестирования должны ориентироваться на опыт работы негосударственных структур в области негосударственного пенсионного обеспечения; состав учредителей; размер пенсионного и страхового резервов; размер имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности; количество участников, а также объем пенсионных взносов и выплаченных пенсий.
Инвестиционный доход направляется на увеличение накопительной части пенсии каждого будущего пенсионера. При длительном сроке инвестирования и превышении доходности над инфляцией прирост может быть весьма существенным.
Вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему. Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном (если вкладчик - предприятие) или именном счете (если вкладчик - физическое лицо) и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (чаще - через управляющие компании) в надежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников (за вычетом вознаграждения управляющего, пополнение страхового резерва и оплаты расходов по обслуживанию фонда).
При достижении участником пенсионного возраста определяется размер негосударственной пенсии и порядок ее получения исходя из накопленной суммы. Особенностью участия в накопительной системе является положение наследования (подлежит правопреемству). Однако если была произведена хоть одна выплата пенсии, правопреемство производиться не будет.
Несмотря на положительные стороны инвестирования в НПФ, российские граждане не проявляют активности. Только около 10% жителей Свердловской области решаются доверить свои деньги негосударственным пенсионным фондам, преимущественно молодежь. По мнению специалистов, работники опасаются рискованных инвестиций, высоких темпов инфляции, вследствие чего накопленные средства могут не сохраниться. Многие участники пенсионной системы, так называемые молчуны, тоже не рассчитывают на достойную материальную поддержку в случае наступления социального риска по тем же причинам.
За последние 5 лет численность граждан, доверивших свои средства НПФ, возросла с 6 059,1 до 6 634,0 тыс. чел. Но при этом число самих НПФ уменьшилось с 290 до 151, т.е. почти в 2 раза. Возможно, это произошло вследствие финансового кризиса. В данной сфере деятельности остались наиболее устойчивые негосударственные пенсионные фонды, собственное имущество которых превышает 861 млрд р., пенсионные резервы - 612 млрд р.
В системе обязательного пенсионного страхования участвуют 133 негосударственных пенсионных фонда; сумма пенсионных накоплений, переданных в НПФ, - более 146 млрд р., а количество застрахованных лиц, формирующих накопительную часть пенсии в НПФ, - более 5,5 млн чел. (по данным Федеральной службы государственной статистики).
На наш взгляд, в ближайшее будущее предстоит решить следующие важнейшие проблемы развития добровольного пенсионного страхования:
разработать целевые ориентиры развития добровольного пенсионного страхования (например, по мнению специалистов, в качестве ориентира можно использовать формирование накоплений в пользу работников в объеме, достаточном для выплаты накопительной пенсии не менее 30% заработка за 30 лет уплаты взносов);
определить место накопительного компонента в системе пенсионного страхования (можно вывести его из системы обязательного пенсионного страхования, создать государственный накопительный фонд и т.д.);
обеспечить страховые гарантии сохранности накоплений (пока государство фактически выступает единственным ответчиком и гарантом сохранности пенсионных накоплений);
повысить роль работодателей в накопительном компоненте, который может быть частью механизма реализации кадровой политики организации, регулирующей выход сотрудников на пенсию;
укрепить доверие граждан к накопительным пенсионным фондам; решить вопросы наследования пенсионных накоплений; определить роль управляющих компаний (возможный вариант - передача своих прав НПФ);
обосновать возможность пожизненных выплат пенсионных накоплений.
В значительной степени решение проблем зависит от роста активности населения в процессе участия в накопительной системе.
А. Ю. Бахтина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 3. Направления: 3. Человек в современном мире, 5. Экологизация экономического развития, 16. Формирование современной системы туриндустрии и гостиничного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 4722