СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Социальная защита работников как фактор укрепления служб внутренних дел

Социальные, экономические и политические изменения в России последних десятилетий вызвали ухудшение криминальной обстановки в стране, преступность не только не снижалась, но росла в среднем на 2,4% в год.

Работники органов внутренних дел осуществляют свою деятельность в условиях высокой преступности, агрессивности людей, правового нигилизма, недоверия граждан к государственным службам, поэтому они нуждаются в существенной социальной защищенности.

Профессиональная деятельность сопровождается многочисленными рисками: потери жизни и здоровья, насильственными посягательствами, угрозами и шантажом в отношении сотрудников и членов их семей.

Справедливо отметить, что в последнее время государством уделяется большее внимание вопросам социального развития правоохранительных органов, повышению уровня социальной защищенности сотрудников, граждан, уволенных со службы, и членов их семей. Вместе с тем остаются проблемы социального характера, которые требуют решения. Выделим некоторые из них:

семейное положение сотрудника и характер внутрисемейных отношений. Содержание работы требует больших затрат времени, поэтому сотрудники не могут уделять семье достаточно времени, что нередко приводит к конфликтным отношениям, распаду семьи;

жилищно-бытовые условия жизни сотрудника. По данным министерства внутренних дел в очереди на улучшение жилищных условий стоят от 30 до 40% сотрудников. В большинстве - это молодые специалисты, окончившие учебные заведения или отслужившие в армии, и проживающие в настоящий момент в общежитиях, съемных квартирах. Около 10% сотрудников проживает в домах аварийных или подлежащих сносу;

материальное положение сотрудников и их семей. В течение 1990-х гг. резко снизилась покупательская способность денежного довольствия и пенсий сотрудников органов внутренних дел. Рост пенсий и зарплат не пропорционален повышению цен. На наш взгляд, должностные нагрузки и материальное вознаграждение не адекватны;

условия труда. Сотрудники органов внутренних дел вынуждены выполнять свои профессиональные обязанности без необходимого количества специальной техники и средств индивидуальной защиты, часто работают в неприспособленных помещениях. Материально-техническое обеспечение командировок сотрудников полиции в «горячие точки» находится на низком уровне, не обеспечивается необходимыми продуктами питания и т.д. ;

высокая интенсивность труда сотрудников оказывает отрицательное влияние на морально-психологическое состояние и результативность их профессиональной деятельности. В дополнение к другим своим обязанностям, сотрудники полиции все чаще стали привлекаться к охране общественного порядка (в том числе в выходные и праздничные дни), что увеличивает нагрузку на работников отделов и подразделений органов внутренних дел;

стрессогенность профессиональной деятельности. Повышенная стрессовая опасность деятельности сотрудников органов внутренних дел вызвана, во-первых, характером объекта деятельности - особой категории населения, склонного к преступной (противоправной) деятельности; во-вторых, риском для личной безопасности сотрудника (или членов его семьи, родных и близких) и вероятностью применения оружия со стороны правонарушителей; в-третьих, ненормированным рабочий днем, сверхурочными работами, усталостью, действием «синдрома эмоционального сгорания» и т.д. ;

правовая защищенность, включающая соблюдение законных прав и свобод сотрудников. Правовые гарантии и льготы для сотрудников органов внутренних дел, закрепленные в российском законодательстве, в настоящее время не получают должного материально-финансового подкрепления, а потому носят преимущественно декларативный характер или реализуются на локальном уровне.

Таким образом, можно выделить следующие группы факторов, определяющих основу социальных рисков:

юридические - несовершенство законодательства (в том числе уголовно-процессуального и социального), нечеткая регламентация оперативной работы, отсутствие ясных юридических гарантий, защищающих сотрудников от противозаконных приказов и указаний начальников;

экономические - отсутствие мотивирующих стимулов, справедливых критериев оценки результатов труда, возможности повышения профессиональной квалификации, недостаточная техническая оснащенность и отсутствие достаточной материально-технической базы;

организационные - слабый подбор персонала и расстановка кадров, слабый контроль со стороны руководства, специфичность работы органов внутренних дел, плохая организация внутреннего учета и контроля (в том числе неверные критерии оценки работы), недостаточные меры по повышению профессиональной квалификации сотрудников, некомпетентное вмешательство руководства в работу;

интеллектуальные - низкий уровень профессиональных знаний, политической, правовой и общей культуры, недостатки самовоспитания сотрудников;

социально-психологические - грубость и неуравновешенность руководителей; социальная, групповая, национальная нетерпимость, излишняя самоуверенность, тщеславие и карьеризм, низкий самоконтроль и т.д.

Принято считать, что воздействие негативных факторов в профессиональной деятельности (физические и эмоциональные нагрузки, стрессы, преступное, аморальное поведение и так далее) является неотъемлемой естественной стороной работы сотрудников органов внутренних дел. Признание этого обстоятельства приводит к низкому социальному самочувствию сотрудников. На наш взгляд, необходимо предпринимать меры по минимизации неблагоприятного воздействия социальных рисков за счет усиления социальной защиты сотрудников и членов их семей.

Повышение роли человеческого фактора в условиях глобализации требует повышения профессионализма, компетентности и подготовленности к выполнению служебных обязанностей всех сотрудников органов внутренних дел. Однако у государства нет четкой, обоснованной программы, реализация которой была бы нацелена на формирование эффективной системы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел России.

В таких программах должны найти отражение меры, направленные на снижение социальных рисков. Среди них следует выделить меры, связанные со снижением отрицательного влияния на личность сотрудника профессиональной среды, повышения его социально-психологической адаптации к современным условиям профессиональной и социальной среды.

Сложность криминогенной обстановки определяет важнейшие направления социальной защиты, как совокупность правового, экономического и духовного (социально-психологического) компонентов при ведущей роли и значении законодательного закрепления ее основных положений и механизмов реализации.

В условиях ограниченности ресурсов практически неизбежным является жесткое лимитирование социальных программ, сокращение расходов на социальную сферу, недостаточное финансирование системы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел. Важно обеспечить при этом разумное соотношение расходов на решение их социально - экономических проблем с общим уровнем жизни населения. Обеспечение необходимого уровня жизни зависит от социальной политики государства и обусловлено не столько уровнем благосостояния общества, сколько, во- первых, факторами, определяющими первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства, во-вторых, развитостью демократических политических институтов, институтов гражданского общества, в-третьих, историческими, социо-культурными условиями. Игнорирование социальных рисков, а также факторов, их вызывающих, может привести не только к ухудшению социального самочувствия сотрудников органов внутренних дел, но и, как следствие, усугублению криминальной ситуации в нашей стране.

Таким образом, в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел имеется множество факторов социального риска, которые обусловливают социальные проблемы и профессиональные риски.




И. С. Байбакова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 3. Направления: 3. Человек в современном мире, 5. Экологизация экономического развития, 16. Формирование современной системы туриндустрии и гостиничного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601