СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Регулирование рынка труда молодежи: социологические методы сопровождения

В современных условиях российское общество ориентировано на рыночную экономику, что значительно повлияло, в том числе и на ценностные ориентации молодежи, на процесс адаптации ее к различным сферам трудовой деятельности. Произошла смена отношения к труду, а также к тем конкретным отраслям производства, где ранее молодежь занимала ведущие позиции.

Социологические исследования в целом показывают, что наибольшее влияние на процесс трудоустройства молодежи на рынке труда оказывают реальные условия и оплата труда. Среди различных социальных групп, которые испытывали значительные трудности в условиях формирующихся рыночных отношений, наибольшие трудности, на наш взгляд, испытала молодежь. По данным Госкомстата РФ, доля молодежи, занятой в различных отраслях экономики, с каждым годом уменьшается. Особенно уменьшение доли молодежи наблюдается в промышленном и аграрном секторе.

Сегодняшнее положение молодежи на рынке труда характеризуется противоречивой ситуацией: с одной стороны, существует необходимость в активном включении ее в рыночные, трудовые отношения, а с другой - вероятность стать безработными оказывается велика. В осложнившихся экономических условиях, в кризисный и послекризисный период, остро встает проблема занятости молодежи, составляющей около половины всех безработных. Создание необходимых условий для профессиональной и трудовой самореализации молодых людей является приоритетной задачей государства, в том числе и в области регулирования социальнотрудовых отношений.

Поэтому наше социологическое исследование сопровождало, и было посвящено проблеме трудоустройства молодежи на примере крупного государственного вуза, а именно, Уральского государственного экономического университета. Нам хотелось, в первую очередь, выяснить основные противоречия, складывающиеся на рынке труда, и дать некоторые рекомендации по их устранению.

Выдвинутые задачи: определить количество студентов, желающих работать; определить предпочтения студентов в выборе специальности; выяснить отношение студентов к безработице; определить тенденции студентов по улучшению ситуации на локальном рынке труда.

Обратим внимание, на такую широко используемую для молодежи форму как временная занятость. Гибкая занятость, форма трудоустройства с нестандартными условиями найма и труда. Нестандартные режимы рабочего времени, при которых продолжительность рабочего времени меньше, чем установлено государственными нормативами. Нестандартные организационные формы найма работников в виде краткосрочных трудовых договоров на работы случайного характера и т.д.

Наши гипотезы: все студенты желают работать; студенты негативно относятся к безработице; студенты не считают, что безработица является для них угрозой; выпускники вуза считают неприемлемой систему государственного распределения; студенты рекомендуют проводить больше ярмарок вакансий.

В результате проведенного социологического исследования отдельные гипотезы подтвердились и оказались правильными, что свидетельствовало о верном направлении, избранном в данном вопросе. Наше исследование проводилось в конце 2010 г. и включало разработанную программу и социологическую анкету.

На вопрос: «Работали ли Вы когда-нибудь?», ответы распределились следующим образом - 67,5% респондентов работали, 32,5% никогда не имели работы. В настоящее время, по нашему опросу, работают 65% студентов , 35% не работают. Опрос проводился на всех курсах экономического университета, в выборку попали: 1-й курс - 7,5%; 2-й курс - 20%; 3-й курс - 37,5%; 4-й курс - 22,5%; 5-й курс - 12,5% от общего количества опрошенных. И хотя ясно, что студент 1-го курса отличается от студента 5-го курса в этом плане, некоторое представление о предпочтениях студента все-таки можно получить.

На вопрос: «Довольны ли Вы своей работой?», ответы распределились следующим образом: 11,6% сказали «да»; скорее «да», чем «нет» - 27% ; «нет» - 7,6%; скорее «нет», чем «да» указали 53,8% опрошенных.

«Что важно для Вас при выборе работы?»: заработная плата - 39%; предоставление жилья - 16%; хороший коллектив - 16%; удобный график работы - 15%; социальный пакет - 4%; содержательная, интересная работа - 4%; другое - 6%. « Согласны ли Вы переехать в более суровый климат ради трудоустройства на новом рабочем месте?». Ответы были следующими: «да» - 15%; «нет» - 35%; «не знаю» - сказали 50%.

На вопрос наших социологов «Какая бы зарплата Вас устроила?» респонденты утверждали следующее: от 5 до 25 тыс. р. - 27,5%; от 25 до 50 тыс. р. - 40%; от 50 до 100 тыс. р. - указали 7,5%; от 100 тыс. и выше - отметили более 25% опрошенных. «Хотели бы Вы работать не по специальности?»: «да» ответили 17,5%; «нет» - отметили 22,5%; «не знаю», затруднились с ответом - 60%.

«Хотели бы Вы начать свой личный бизнес?». «Да» - 45%; «нет» - 32,5%; «не знаю» - 22,5%. Все это может свидетельствовать и об общественном мнении по поводу предпринимательской деятельности среди молодежи.

На вопрос: «Как Вы думаете, на какие качества смотрит работодатель при устройстве на работу?», ответы выглядели следующим образом - «образование» - 17,3%; «опыт работы» - 8%; «личные качества, влияющие на рабочий процесс» - 54,7%; «интерес к работе» - 4%; «внешние данные» - 7%; другое - 9%.

Студентов попросили описать основные условия работы своей мечты. Был получен следующий результат: «хорошая зарплата» - 31,1%; «интересная работа» - 6,7%; «удобный график работы» - 5,5%; «удобное месторасположение - 4,4%; «карьера» - 11,1%; «хороший коллектив» - 9%; « общение» - 3,3%; «личный бизнес» - 5,6%; «хорошие условия труда» - 3,3%; «предоставление каких-либо благ» - 5,6%; «стабильность» - 2,2%; «корпоративная культура» - 2,2%; другое - 10%.

В социологическом опросе приняли студенты, проживающие в г. Екатеринбурге, г. Кургане и Курганской, Свердловской областях, Ямало-ненецком АО, Тюменской области. Многие наши гипотезы подтвердились. Студенты старших курсов и выпускники УрГЭУ, например, считают перспективной профессию, на которой обучаются. Все студенты желают работать, так как многие из них уже работали и работают сегодня.




В. С. Уварова, Т. П. Волкова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601