СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Основные проблемы развития рынка труда в моногородах

В настоящее время законодательного определения термина «моногород» не существует. Различными нормативно-правовыми актами закрепляется понятие «градообразующее предприятие». Так, Постановление

Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 г. № 1001 «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий - должников, являющихся градообразующими» определяет его как предприятие, на котором занято не менее 30% от общего числа работающих на предприятиях города, либо имеющее на своем балансе объекты социально - коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% проживающих в населенном пункте.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» определяет, что градообразующими признаются предприятия, численность работников которых с учетом членов семей составляет не менее 50% численности населения соответствующего населенного пункта.

В 2002 г. понятие «градообразующее» было расширено и стало включать не только предприятия, но и организации. В ст. 169 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. под градообразующими организациями понимаются юридические лица, количество работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

Очень часто вместо термина «моногород» используются такие понятия, как монопрофильный, моноструктурный, моноотраслевой. Так, понятие монопрофильности упоминается в «Перечне монопрофильных городов и других населенных пунктов с критической ситуацией в сфере занятости», утвержденном Министерством труда и Министерством экономического развития России в 1999 г.

Современные монопрофильные поселения нашей страны можно подразделить на:

возникшие таковыми и продолжающие ими быть исторические города, выросшие из городских поселков и фабричных сел и не изжившие свою монопрофильность; города периода индустриализации страны, возникшие как промышленные и оставшиеся узкоспециализированными; строящиеся города с крупными предприятиями обрабатывающей промышленности, возникшие как на базе сельских населенных пунктов и поселков городского типа, так и размещенные в «чистом поле»; молодые «ресурсные» города и поселки городского типа, расположенные в районах с экстремальными природными условиями; монопрофильные поселения особого типа (наукограды, ЗАТО), где одновременно получали развитие наука и производства, связанные с ВПК;

ставшие монопрофильными в процессе развития города, возникшие в связи с выполнением различных непромышленных функций: оборонных, административных, торгово-транспортных, в которых в советский период было размещено относительно крупное промышленное предприятие; малые города, ранее бывшие полипрофильными, но ставшие монопрофильными за время рыночных преобразований (появление лидирующего по объемам продукции предприятия при падении производства на других);

потерявшие на данный момент монопрофильность из-за сужения экономической базы основного предприятия и появления множества других производств .

По данным Минрегионразвития России в настоящее время в стране насчитывается 335 населенных пунктов, отнесенных к категории моногородов. В них расположено 442 градообразующих предприятия. По ряду отраслей здесь сосредоточено до 70% производственных отраслей .

Рассмотрим, как происходит формирование политики занятости в моногородах. В обычном понимании политика занятости - это система мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.

В советские годы экономическая система была построена на возможностях четкого, детального и эффективного планирования. Предприятия размещались так, чтобы между ними не было конкуренции. Правительство смогло построить и внедрить эффективное управление трудовыми ресурсами. Это было не такой сложной задачей только потому, что государство конкретно знало, где, на какой территории и на каких именно предприятиях нужна рабочая сила. А если быть более точными, то знали даже, сколько конкретно необходимо человек, и какой квалификации. Именно эта система была эффективной. После распада СССР экономическая ситуация для большинства моногородов резко ухудшилась. Уровень заработной платы резко сократился и льготы, которые люди получали, вышли из обихода. Среди моногородов почти треть населения имеет заработную плату существенно ниже среднероссийской, некоторая заработная плата не превышает размер прожиточного минимума, многих отправляют в отпуска на неопределенное время. И люди вынуждены мириться с такими жизненными условиями, потому что специфика занятости в моногородах обусловлена однотипной профессиональной направленностью. Приведем краткую классификацию городов с проблемами занятости и укажем причины сложившейся ситуации (см. таблицу).

Решение проблем моногородов, связанных с условиями труда, предполагает проведение конкретных мероприятий, к которым можно отнести: формирование в России развитого рынка труда; реструктуризацию предприятий; диверсификацию производства предприятий; создание дополнительных рабочих мест; обучение персонала; постоянное повышение квалификации рабочих; диверсификацию экономики моногородов; формирование программ по развитию малого бизнеса; содействие самозанятости населения; снижение зависимости моногорода от градообразующего предприятия; повышение уровня заработной платы, возможность перемещения трудящихся из одной отрасли в другую.

Типы монопрофильных поселений и причины проблем в сфере занятости

Тип монопрофильного поселения Причины проблем в сфере занятости

Поселения, связанные с природно-ресурсным потенциалом страны Исчерпание добываемых ресурсных запасов. Нерентабельность дальнейшей эксплуатации месторождений.

Неконкурентоспособность или невостребо- ванность продукции на внутреннем и внешних рынках

Поселения с узкоспециализирующимися предприятиями обрабатывающей промышленности Несовершенство государственной налоговой системы.

Разрыв ранее действующих экономических связей.

Отсталость применяемых технологий. Изношенность основных фондов. Неконкурентоспособность или невостребо- ванность продукции.

Отсутствие квалифицированного управления

Поселения с объектами ВПК Сокращение государственных заказов на оборонную продукцию.

Неопределенность перспектив развития основного производства.

Ограниченность свободы действий руководи- гелей ВПК

Поселения на основе наукоемких предприятий и организаций Сокращение государственных заказов и объемов финансирования научной деятельности

Основная задача диверсификации - формирование конкурентного рынка труда, на котором представлено множество работодателей. Также при решении проблем моногородов необходимо учитывать международный опыт, который предполагает выплаты выходных пособий, компенсации по безработице, более ранний выход на пенсию и, при необходимости, субсидии по переезду в другое место.

Подводя итоги, можно сказать, что проблему рынка труда в моногородах в состоянии решить только государство. Выбрав верную политику, моногорода России возможно вывести из кризиса. Наиболее правильной стратегией, на наш взгляд, является проведение диверсификации производства, когда предприятия не зависят только от государственных заказов или одной отрасли промышленности. Кроме того, предприятиям необходимо налаживать связи с заказчиками, контрагентами других городов и даже стран, ориентироваться на производство широкого ассортимента продукции и услуг, постоянно проводить обучение персонала, осуществлять обмен рабочей силы между предприятиями. Все это способно сделать градообразующие предприятия прибыльными, а значит создать комфортные условия труда для работников.




О. Н. Скутина, Т. И. Макова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601