Современный этап общественного развития характеризуется не- прекращающимися дискуссиями о переходе мировой экономики в качественно новое состояние, называемое одними специалистами постиндустриальной экономикой, другими - новой, информационной экономикой или экономикой, основанной на знаниях (рис. 1) .
Инновационный характер развития экономики, возрастание роли теоретического научного знания, формирование национальных инновационных систем как институциональной основы экономики повышают значимость не только образовательной системы в целом, но и в частности системы высшего профессионального образования. Изменения, происходящие в системе высшего профессионального образования, а также «предпринимательство» как поиск возможностей вне зависимости от ресурсов, контролируемых в данный момент , и «интеллектуальное предпринимательство» позволяют говорить о таком феномене как «вузовское предпринимательство».
При этом в настоящее время существуют разнообразные методики оценки предпринимательского/инновационного потенциала вуза.
Ю. Максимов, С. Митяков, О. Митякова в составе общего потенциала учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК) многопрофильного технического университета выделяют пять составляющих, в том числе инновационный потенциал (рис. 2) .
Рис. 1. Термины, описывающие современный (будущий) этап в развитии общества, в представлении различных авторов
М.В. Владыка придерживается иной точки зрения, выделяя в составе инновационного потенциала различные компоненты (рис. 3)1.
Если рассматривать методы оценки предпринимательского / инновационного потенциала вуза, то и здесь не наблюдается единства среди
специалистов. Так, например, О.А. Латуха выделяет три основных группы
2
таких методов :
методы оценки, основанные на анализе существующей государственной статистической документации;
методы, основанные на критериях оценки исследовательских университетов за рубежом;
методы оценки, основанные на других подходах (в том числе, критерии оценки, основанные на принципах стратегического менеджмента).
Однако существует и другая классификация, в рамках которой можно выделить бальный и финансовый методы оценки деятельности высшего учебного заведения.
Неоднозначность трактовок понятий «предпринимательский», «инновационный» потенциал высшего учебного заведения, отсутствие единой
методики, позволяющей оценить данный потенциал в целом, а не отдельные его компоненты, обуславливают необходимость в разработке комплексной методики исследования потенциала вуза, основанной на использовании объективных методов оценки. Данная методика будет полезна высшим учебным заведения, так как позволит не только оценить свой потенциал и сопоставить его с данными по другим образовательным учреждениям, но и разработать на основе полученной информации эффективную стратегию своего развития.
Е. С. Останина, Е. В. Долженкова
Филиал Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,
Филиал Уральского государственного экономического университета (Нижний Тагил)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2811