За последние годы в России, безусловно, произошли позитивные изменения структуры занятости населения. Это явилось одним из условий экономического роста.
Рынок труда - это система определенных социально-экономических отношений между двумя сторонами. Одна сторона - трудоспособный владелец рабочей силы, который нуждается в трудоустройстве, а другая - юридическое или физическое лицо, которое имеет спрос на рабочую силу для осуществления процессов производства, оказания услуг и других видов деятельности .
В то же время вполне очевидна необходимость существенных изменений в микроструктуре занятости населения в сфере услуг. В современных условиях должна быть обеспечена ее интеллектуализация. В этой сфере необходимо стимулировать рост занятости в таких отраслях, как наука, образование, производство и культура. Решение этой задачи в наши дни - важнейшее условие становления и развития экономики знаний, повышения культуры производства, нравственных начал экономики. Решение таких задач и стимулирование роста занятости людей в определенной области, безусловно, определяется регулированием рынка труда.
Для того чтобы управлять рынком труда, необходимо применять некоторые методики для успешного функционирования механизма повышения эффективности занятости населения. Данные методики базируется на комплексной, целостной системе, создающей необходимую основу для повышения производительности труда, высвобождения рабочей силы из неконкурентоспособных отраслей и производств, из участков, связанных с тяжелым физическим трудом, развития новых видов занятости. Недоучет любого из сегментов механизма в области регулирования занятости и рынка труда может существенно затормозить процесс активного поиска внешних и внутренних резервов повышения эффективности использования рабочей силы .
Давайте проанализируем эти проблемы подробнее. Для начала рассмотрим вопрос о том, что собой представляет регулирование рынка труда, а затем - возможное воздействие регулирования на уровень зарплат, условия труда и занятость на примере различных стран и ситуаций.
Цель государственного регулирования российского рынка труда - достижение определенного обусловленного рациональными социальноэкономическими условиями труда уровня занятости населения, а также соответствия профессионального направления потенциальных работников профессиональной структуре рабочего места. Направлено регулирование рынка и на смягчение последствий безработицы в стране.
Первым направлением регулирования рынка труда становится принятие законов о минимальной зарплате работников, благодаря которым будет определен нижний ее предел. Также это законы о коллективных договорах, пособии для безработных и нетрудоспособных, о пенсиях.
Второе направление - решение вопроса об установлении минимально допустимых условий труда. В частности здесь затрагиваются такие факторы как: ограничение на продолжительность рабочего дня; принятие законов против дискриминации по каким-либо признакам; участие работников предприятия в управлении им, в частности создание советов трудовых коллективов, в которые бы входили те работники, которые имеют авторитет среди прочих; принятие законов, которые бы ограничили право работодателя на увольнение наемных работников; принятие законов о передаче обязательств, которые бы обеспечили работникам существующий уровень заработной платы в случае, когда предприятие переходит к другому собственнику; принятие законов об охране труда и соблюдении техники безопасности .
Однако регулирование рынка труда ставит в рамки свободу заключения трудовых соглашений. Ранее работники и работодатели самостоятельно определяют уровень оплаты и условия труда. Сегодня это ограничивается законами о минимальных зарплатах и условиях труда. Сторонники таких законов говорят о целесообразности регулирования, поскольку оно не позволяет работодателям эксплуатировать трудящихся. Оппоненты же утверждают, что подобные законы увеличивают издержки в сфере бизнеса и не позволяют работодателям действовать гибко - а значит, способствуют росту безработицы, особенно долгосрочной.
В последнее время споры по этим вопросам разгорелись с новой силой: появились новые исследования (см., например: Botero et al. 2004), указывающие на то, что жесткое регулирование рынка труда попросту представляет собой результат введения «гражданских кодексов» французского образца. Законодательство подобного типа, ориентированное на государственное вмешательство, заимствовали многие страны Европы, а затем унаследовали и их бывшие колонии в разных регионах мира. И напротив, бывшие британские колонии (в том числе США) унаследовали английскую систему прецедентного права, в рамках которой судьям и присяжным отводится настолько важная роль, что необходимость в составлении детальных законодательных кодексов просто не возникала. Нормой здесь считается свободное заключение трудовых соглашений без вмешательства государства .
Таким образом, если согласиться с этими аргументами, речь идет о «предопределенности пути развития»: жесткое регулирование рынка труда представляет собой не эффективную реакцию на возникшие конкретные проблемы, а элемент антирыночной правовой традиции.
О. В. Казанцева
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1616