В советское время были решены многие задачи: проведена индустриализация, освоен российский Север с его природными богатствами, одержана победа в великой отечественной войне с ее массовой эвакуацией многих промышленных предприятий вглубь страны. Все эти задачи решались с помощью эффективного управления трудовыми ресурсами. Во-первых, государство четко представляло, где, на каких территориях и на каких конкретно предприятиях нужна рабочая сила: какой численности, с какими квалификационными характеристиками. И, во-вторых, вырабатывалась система привлечения трудовых ресурсов на эти объекты, на эти предприятия, на эти территории. Система привлечения трудовых ресурсов включала разнообразные и комплексные мероприятия - это в определенный период истории привлечение к работе огромного количества заключенных, это и оргнаборы на стройки века, это и система льгот и компенсаций, обеспечивающих существенное повышение заработной платы и т.д. Был план, и государство действовало четко по этому плану. Система была эффективной.
В 1990-х гг. социально-экономическая ситуация для большинства моногородов резко ухудшилась. Ухудшение выразилось, прежде всего, в сокращении реальной заработной платы и уровня предоставляемых социальных льгот. Исключение составили лишь города, расположенные в нефтегазовых регионах страны. Специфика занятости в моногородах обусловлена узкой сферой приложения труда. В условиях кризиса к этой проблеме добавилась также проблема потери части рабочих мест. Снижение платежеспособного спроса вследствие падения уровня доходов населения приводит к сокращению занятости в сфере обслуживания. Часть градообразующих предприятий выплачивают работникам заработную плату на уровне, не превышающем размер прожиточного минимума, часть предприятий периодически отправляют работников в вынужденные административные отпуска. Это вызывает увеличение уровня бедности и рост социальной напряженности на определенных территориях страны. Но даже в условиях хронической безработицы и невыплаты заработной платы население не спешит менять место жительства. Конечно, определенный отток из депрессивных и неперспективных городов имеет место быть. Однако отсутствие нормального рынка жилья не позволяет гражданам продать квартиру в одном городе и приобрести ее в другом, либо быть уверенным в том, что, переехав в другой город, удастся арендовать квартиру. Итак, миграцию населения существенно сдерживает отсутствие возможностей купить-снять-взять в ипотеку жилье, а также невозможность продать собственное жилье в депрессивном регионе. Решение проблем рынка труда моногородов представляет собой стратегическую задачу, рассчитанную на продолжительный период времени. Задача - сделать так, чтобы экономически активное население могло найти себе работу с приемлемым уровнем оплаты труда. Или, если такой возможности нет, переехать на другую территорию, где возможность трудоустройства существует. Это общая задача. Многие монопрофильные города являются зоной влияния крупных холдингов. В базовых городах крупные компании вынуждены сохранять ядро занятых, уменьшая издержки путем снижения заработной платы, перевода на сокращенную рабочую неделю, в частично оплачиваемые или неоплачиваемые отпуска. Высвобождается в основном персонал низкой квалификации и занятые предпенсионных возрастов, происходит перевод на аутсорсинг вспомогательных подразделений. Безработица не становится массовым явлением, приобретая более мягкие, растянутые во времени формы. Итак, что в настоящее время нужно сделать для того, что бы улучшить ситуацию на рынках труда в моногородах? Интересы у разных субъектов различны: бизнес существует для того, чтобы получать прибыль и стремится минимизировать свои издержки, население хочет иметь нормальные рабочие места с адекватными условиями труда, муниципалитеты должны обеспечивать жизнеспособность города и приемлемую социальную инфраструктуру, государство стремится к формированию благоприятной социально-экономической ситуации в целом в стране.
Основными направлениями разрешения кризиса должны стать:
диверсификация экономической структуры, увеличение числа самостоятельных хозяйствующих субъектов (мелких и средних), ориентированных на удовлетворение потребностей местного рынка, рост разнообразия представленных на рынке продуктов и услуг, а также на создание отраслей (подотраслей), способных вызвать синергетический эффект роста;
создание информационной и организационной инфраструктуры, подпитывающей идеями и обеспечивающей необходимыми знаниями и компетенциями субъектов экономической деятельности («бизнес-инкубатор») реорганизация системы предоставления государственных и муниципальных услуг (в первую очередь в сфере ЖКХ, медицины, образования).
Приоритетами в этой сфере должно стать повышение качества услуг при одновременном повышении эффективности использования ресурсов и снижении конечной стоимости услуги, как для бюджета, так и для потребителя. Достижение этих приоритетов возможно только за счет структурной реорганизации и внедрения новых технологических и управленческих решений - трансформация налоговой системы в части концентрации всей налоговой базы местной промышленности в местном бюджете (возможно, в бюджете развития, выведенном за пределы текущего бюджета территории). Решение большинства перечисленных задач требует не столько финансовых, сколько управленческих, организационных и политических ресурсов, поскольку главным препятствием для их решения является сложившаяся система управления и связанная с ней система присвоения административной ренты.
Таким образом, необходимы целенаправленная разработка нового технологического уклада, качественно повышающего производительность труда и эффективность использования имеющихся ресурсов, а также вовлечение в хозяйственный оборот тех «ресурсов», которые до настоящего времени в качестве таковых не рассматривались. Иными словами, необходима разработка инновационной модели развития соответствующих регионов и муниципальных образований.
О. А. Жданова, Е. Н. Ялунина
Филиал Уральского государственного экономического университета (Нижний Тагил)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1592