В наследство от СССР России досталось такое явление как закрытые города. Закрытые города появились в соответствии с потребностями тоталитарного государства, и долгое время находились на особом привилегированном положении.
Закрытые города рассматриваются чаще всего в проблемном дискурсе. На наш взгляд, причины сложившейся ситуации не только политические, экономические, технологические; но и социокультурные.
Социальная реальность конструируется исходя из восприятия самих людей. Население закрытого города представляет собой реально существующую пространственную общность индивидов, «благодаря обоюдному восприятию знаний, отражающих пространственную включенность людей в жизнь и биографию друг друга»1.
Одним из таких «знаний», сегодня можно назвать знание об ограниченности рынка труда закрытого города, которое воспринимается как одна из причин миграции молодежи в крупные города.
Мы можем наблюдать изменение восприятия знаний о явлении, которое влияет на поведение людей: если раньше молодые специалисты приезжали работать в закрытые города, и это рассматривалось как карьерный успех, то теперь молодежь стремится уехать учиться и работать в более крупные города .
Вместе с тем, есть не только молодые люди, которые не уезжают для получения высшего образования, но и те, кто возвращается в закрытый город после получения высшего образования. Это заставляет нас предполагать, что существуют некие черты закрытого города, которые оказываются привлекательными для молодых специалистов. Молодежь как социальная группа характеризуется желанием «устроить свою жизнь». На сегодняшний день удовлетворение этого желания напрямую связано с материальным достатком и трудовой деятельностью. Таким образом, молодых специалистов обратно в город могут привлекать определенные условия рынка труда и качества жизни.
В представлениях молодых специалистов закрытого города сложились достаточно четкие стереотипы о карьерных и профессиональных возможностях большого открытого и малого закрытого города.
Большой открытый город воспринимается как территория, предоставляющая больше возможностей для трудовой деятельности и профессионального развития .
«В нашем городе, кроме аптеки я не могу нигде работать. А в большом городе есть фармацевтические предприятия, заводы, офисы. Сфера деятельности гораздо шире» (И3).
Таким образом, ограниченность рынка труда является причиной миграции выпускников вузов из своего родного закрытого города.
В то же время, и молодые специалисты, которые вернулись в закрытый город, воспринимают его рынок труда как непривлекательный, по следующим причинам:
достаточно высокий уровень конкуренции, в силу ограниченности предложения рабочих мест на рынке труда.
«...мои ровесники ... многие вернулись в город с моей же специальностью - конкуренция создается» (И4);
мобильность рабочей силы - низкая.
«.. технолог мне говорит, что вот он уже 40 лет просидел в этом кресле... Чем здесь хвастаться?» (И8);
заработная плата и количество труда определяются административными правилами и процедурами, характеристиками рабочего места, а не работника.
«Нашему работодателю главное чтобы просто кто-то сидел. Наше руководство не заинтересовано в качестве знаний, в качестве оказания помощи» (И9);
диспропорция между спросом и предложением на рынке труда.
«В данное время лучше схватиться за одну работу и держаться
за нее всеми руками и ногами, а если придется - и зубами» (И2);
вход на рынок - достаточно сложный процесс: барьеры входа на рынок - высокие. При этом поиск работы и трудоустройство осуществляется «по знакомству».
«У нас все по блату. Трудно пробиться» (И10);
низкий уровень оплаты труда.
«В маленький город может завлечь только хорошая зарплата, а не 5,6,10 тысяч рублей...» (И3);
информационная изоляция, отсутствие профессионального развития.
«Если в плане профессии, то никакого роста абсолютно. То есть единственный источник информации - книжка и интернет, который порой искажает информацию. Нежелание работодателя отпускать молодого специалиста на обучающие семинары, конференции» (И9).
Таким образом, молодые специалисты закрытого города негативно оценивают его рынок труда, ежедневно сталкиваясь с большим количеством проблем. Однако они не задумываются о том, что большинство этих проблем актуальны не только для закрытого города, но и для большого города, рынок труда которого ими идеализируется.
Молодые специалисты, воспитанные в закрытом городе, а, следовательно, в некоторой объективной изоляции имеют установки на стабильность, воспроизводство существующих социальных ролей, а так же не обладают сильным стремлением к карьерному росту. Вследствие этого, модель поведения осуществляемую молодыми специалистами на рынке труда закрытого города скорее можно условно назвать традиционной, в то время как сложившаяся ситуация требует усиления рыночных черт поведения на рынке труда.
А Данилова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1594