Ныне одним из проявлений интернационализации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также возможных последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные перемещения населения и трудовых ресурсов в разнообразных формах. Следовательно, массовая миграция населения стала одним из наиболее характерных явлений жизни мирового сообщества.
Масштабы потоков и драматизм положения мигрантов в отдельные исторические периоды, и годы превращаются в глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого международного сотрудничества.
Общие итоги миграции за 2010 г. представлены в таблице .
Международная трудовая миграция - один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется, прежде всего, тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капиталов, в этот процесс вовлечены живые люди. Смешение людей, представляющих различные страны и культуры, повлекло за собой как большие возможности, так и серьезные вызовы. Этнокультурное разнообразие, ставшее во многом результатом международной миграции, создавало в принимающих сообществах, как инновационную динамику развития, так и серьезные проблемы, особенно в отношении социального единства.
Международная миграция поднимает сложные вопросы об идентичности и ценностях личностей, семей и общин, а также общества в целом. Во многих странах граждане выражают озабоченность, как правомерную, так и необоснованную, по поводу прибытия людей из других стран и культур. С начала XXI столетия средства массовой информации по всему миру заполнены публикациями о мигрантах и миграции, многие из которых сосредоточены на сенсационных и отрицательных аспектах проблемы. В России, как и в большинстве стран, принимающих мигрантов, проблема заключается в том, что мультикультурная модель, направленная на расширение прав мигрантов, вызывает критику большинства населения, а ассимиляционная модель в условиях, когда иммигранты повсеместно становятся неотъемлемой и растущей частью общества, не удовлетворяет этнические меньшинства, в том числе и те, которые являются коренным населением этих государств, что подогревает их сепаратистские настроения. При ответе на вопрос «Считаете ли Вы, что для преодоления дефицита населения и рабочей силы в России следует привлекать мигрантов на временную работу?» мнения россиян разделились: 44,6% респондентов считают, что следует, и примерно столько же (43%) - что не следует (см. рисунок) .
Общая характеристика миграционной ситуации в Российской Федерации
Январь-июль, 2010 г. Январь-июль, 2009 г.
чел. на 10 тыс. населения чел. на 10 тыс. населения
Миграция, всего:
прибывшие 1 087 745 132,0 1 064 235 129,2
выбывшие 987 376 119,8 911 747 110,7
миграционный прирост (+), снижение (-) +100 369 +12,2 +152 488 +18,5
в пределах России
прибывшие 968 858 117,6 893 750 108,5
выбывшие 968 858 117,6 893 750 108,5
миграционный прирост - - - -
международная миграция
прибывшие 118 887 14,4 170 485 20,7
выбывшие 18 518 2,3 17 997 2,2
миграционный прирост +100 369 +12,2 +152 488 +18,5
с государствами - участниками СНГ
прибывшие 108 259 13,1 159 858 19,4
выбывшие 12 000 1,5 11 228 1,4
миграционный прирост (+), снижение (-) +96 259 +11,7 +148 630 +18,0
со странами дальнего зарубежья
прибывшие 10 628 1,3 10 627 1,3
выбывшие 6 518 0,8 6 769 0,8
миграционный прирост (+), снижение (-) +4 110 +0,5 +3 858 +0,5
Примечание. С августа 2009 г. из состава государств - участников СНГ вышла
Грузия.
Отношение россиян к привлечению мигрантов на работу в России
Однако, допуская для себя возможность видеть мигрантов к качестве дешевой рабочей силы, большинство россиян не желает принимать их в качестве своих соотечественников, граждан своей страны.
По прогнозу на 2050 г. при населении планеты 9 000 млн чел. мигранты составят 230 млн . Поэтому государству как экономическому регулятору трудовой миграции предстоит определить цели, национальные приоритеты и выработать механизм реализации этого процесса, а также - в получении системного эффекта. Иными словами, деятельность государства в области трудовой миграции должна быть связана в первую очередь с созданием условий для решения складывающихся внутренних проблем, совершенствованием работы государственных служб занятости и частных агентств, для максимально эффективного использования своих специалистов и рационального привлечения рабочей силы.
Р. Р. Гиматова, Д. С. Останина
Уральская государственная архитектурно-художественная академия (Екатеринбург)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2770