В условиях сегодняшней конкуренции на рынке товаров и услуг значение приобретает проблема повышения производительности труда на уровне многих предприятий. На сегодняшний день существует много способов и методов повышения производительности труда. Эффективность фирм и компаний сводится к готовности исполнять свои рабочие обязанности. Поэтому, главное место в этом отводится мотивационным факторам. По оценкам специалистов, от производительности труда зависит до 60% себестоимости продукции. Поэтому в качестве одной из приоритетных задач для предприятий - должен стать поиск эффективных путей управления трудом, способствующих повышению мотивации труда.
Для управления трудом необходимы различные предпосылки, такие как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица, согласование и объединение производительности труда персонала.
Используя отдельные элементы теории мотивации Портера-Лоуле- ра и модель результативности труда Бланберга и Принга можно выделить некоторые главные факторы, которые влияют на результат деятельности: уважение и признание; возможность повышения квалификации; престижность труда; содержание труда; самосовершенствование; взаимоотношения в коллективе и т. д. Никакие установленные извне факторы не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не преобразуются в его «внутреннюю» цель. Основные из этих факторов: потребности, интересы, мотивы и стимулы. Условно есть две группы факторов, которые влияют на производительность и ее мотивацию работников. Это внутренние мотивы и внешние.
Однако на все эти факторы оказывают влияние внешние условия, такие как политическая ситуация, или же экономическая. На первый план выступают такие мотивационные факторы, как гарантия занятости и возможности повышения квалификации.
Понять мотивацию как единую структуру нельзя. Предполагается, что те мотивы, которые были на первом плане, заменяются другими.
Важная роль при формировании мотивов трудовой деятельности отводится личностным и образовательным параметрам работника: пол; возраст; семейное положение; психологическому типу личности, включая свойства характера, задатки, интересы, в том числе ценностные ориентации.
Также при работе очень важен коллектив. И в основе коллектива - человек, следовательно, конечный результат всего коллектива складывается от деятельности каждого по отдельности. Значит, следует учитывать и коллективную мотивацию. Коллективная мотивация в своей основе имеет мотивацию индивидуальную, однако общие коллективные мотивы в отличие от мотивов личностных, являются более обобщенными, поскольку, все индивидуальные устремления выступают тем, что удовлетворяя их, удовлетворяется и коллективная потребность.
Важная задача создать механизм мотивации, который должен включить систему материального стимулирования, систему организации труда, социальную политику, систему развития персонала. В рамках реализации этих целей потребуется создание комплексных мотивационных программ. Программы мотивации должны учитывать внешние условия функционирования предприятия, а также его экономические возможности в удовлетворении потребностей персонала.
При разработке программ следует учитывать фазы жизненного цикла компании, так как для различных этапов развития организации характерны разные стимулы.
При разработке мотивационных программ следует отталкиваться от стратегии развития предприятия. Мотивационные программы должны быть тесно связаны с корпоративной культурой предприятия.
Следовательно, существует необходимость в материальном и моральном стимулировании работников, развитии корпоративной культуры предприятия и мотивационных программ фирмы.
В. С. Вотинцев, Е. В. Карпова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1919