В последние годы органы государственной власти РФ определяют и формируют путь функционирования и развития страны в рамках инновационной направленности. Поэтому принимают и реализуют определенные меры для устранения всех преград, стоящих на этом пути, которых в нашей стране существует немало.
Одним из таких «барьеров» к переходу России на инновационный путь развития и ликвидации технологического разрыва между промышленно развитыми странами является проблема подготовки кадров, обладающих необходимой квалификацией, и реализации ее финансирования. С одной стороны нарастают проблемы с кадрами, обеспечивающими исследования и разработки; вместе с тем остро стоит вопрос нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны.
С другой стороны, не менее значима проблема почти полного отсутствия инновационно-ориентированного управленческого персонала. По последним проведенным исследованиям можно сделать вывод, что менеджеров, готовых пойти на высокие риски и в то же время способных выстраивать процесс инноваций, понимая его основу и востребованность рынком, сегодня практически нет. Тогда возникает вопрос: «Откуда же берутся инновационно-ориентированные кадры?»
Существуют два пути их формирования:
закладываются природой. Можно выделить две основные группы людей в обществе - это актуализаторы (действуют по собственной инициативе) и манипуляторы (следуют за толпой). От природы рождается
актуализатор на 100 манипуляторов, отсюда становится ясным их постоянный дефицит;
формируются обществом. В современной жизни на человека, на формирование его личностных качеств очень сильно оказывает влияние окружающая среда. Поэтому неудивительно, что черты как манипуляторов, так и актуализаторов можно и даже нужно воспитывать.
В связи с вышесказанным можно увидеть необходимость в правильной организации подготовки и обучения специалистов, направленных на инновационную ориентацию. Сегодня большое количество вузов, как технических, так и гуманитарных, готовит инновационных менеджеров из числа экономистов и фундаментальных исследователей, чтобы как-то повысить эффективность реализации инновационных проектов. Но выпускники этих вузов не могут в полной мере реализовать инновационную деятельность, не имея опыт работы в конкретной области. Ниже перечислены основные существующие проблемы в системе образовательного процесса:
нарушения сбалансированности системы профессионального образования за счет практически неконтролируемого роста студенческих контингентов;
нарушение принципа преемственности в подготовке научно-педагогических кадров, связанное со старением научно-преподавательского состава, с непрестижностью карьеры преподавателя и ученого среди молодежи;
несовершенство механизма реализации конституционного права граждан на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе;
приверженность к субъект-объектной парадигме обучения, являющейся, по мнению ряда исследователей образовательных систем, культурно-социальной основой тоталитаризма, отвергнутой в образовании большинства стран, проповедующих демократические ценности.
Такую проблему как недостаточность финансирования, необходимо рассмотреть более подробно. На сегодняшний день она является основным фактором, тормозящим преобразования. Одной из главных задач финансовой политики государства в системе образования в настоящее время является поиск и использование новых вариантов и схем финансирования, а также расширение объема финансовых поступлений из уже имеющихся источников. Выполнить это достаточно непросто. Необходимо модернизировать, прежде всего, правовой аспект выделения бюджетных средств, так как в данный момент система находится в состоянии «перенапряжения», что приводит к недостаточному объему финансов, а, следовательно, к невозможности активного развития не только новых учреждений, но и уже существующих институтов образования.
Из представленного ряда проблем, становится неоспорим тот факт, что данная система подготовки кадров и ее инвестирование требуют значительных преобразований. Следует обратить внимание на следующие способы реорганизации образовательного процесса:
выделение наиболее способных и активных студентов в отдельные группы;
оптимизация и гибкая адаптация учебного процесса к внедрению инноваций (раскрепощение обучения):
на начальном этапе идет накопление явных знаний, затем нарабатываются неявные знания (умения, навыки), которые несут в себе огромный нереализованный потенциал;
для явных знаний используются книги и презентации вместо конспектирования под диктовку, а сэкономленное время используется для неявных знаний;
исследование ситуаций с борьбой противоположных мнений;
широкое использование деловых компьютерных игр;
изменения в системе финансирования:
предоставление прав бюджетополучателям более свободно распоряжаться бюджетными средствами;
отказ от практики централизованного планирования структурных и организационных преобразований в сфере образования;
освобождение бюджетных учреждений от уплаты некоторых обязательных платежей (некоторых коммунальных платежей и т.д.);
активизирование перехода образовательных учреждений на иной правовой статус - автономные государственные учреждения;
расширение возможности международного общения студентов и преподавателей;
углубленное использование и изучение информационных технологий в большей части образовательных учреждений;
развитие системы консалтинга. Возможно, ее целесообразно строить как систему экспресс обучения основам инновационных подходов.
Подводя итог, можно еще раз подчеркнуть, что за последние годы наше государство делает существенные шаги навстречу инновационному развитию: совершенствуется законодательство об инновационной деятельности, развиваются бизнес-инкубаторы и технико-внедренческие зоны, площадки для обмена информацией о достижениях в науке, но следует понять, что человеческий фактор также играет важную роль. Государство должно обратить пристальное внимание на выявление, подготовку, развитие и активное финансирование инновационно-ориентированных кадров, и на постоянное генерирование знаний в области практического внедрения инноваций. Решение данного вопроса позволит увеличить число реализованных инновационных проектов, повысить бюджетную эффективность и спрос предпринимателей и конечных потребителей на продукты и услуги, основанные на научных знаниях и передовом опыте.
Е. А. Юдицкая, Е. В. Карпова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2273