Приоритетная роль в развитии современной экономики принадлежит знаниям, информации, интеллекту и инновациям. Носителем этих составляющих является кадровый потенциал территорий страны. Весомыми факторами в формировании кадровой составляющей инновационного развития экономики является подготовка инновационных кадров - квалифицированных работников, способных к творческому труду, профессиональному развитию, освоению и внедрению наукоемких и информационных технологий на базе развития системы непрерывного образования и непрерывного обучения.
«В России в XX веке произошли утраты в профессиональном и человеческом плане.... Под ударом оказались несколько поколений, и на генетическом уровне началось воспроизводство скверного человеческого товара. По некоторым ключевым направлениям нет ни конструкторов, ни квалифицированных рабочих.» - так характеризует сложившуюся кадровую ситуацию академик Ю. Рыжов. Еще резче высказалась министр экономического развития РФ Э. Набиуллина на заседании комиссии по модернизации, прошедшем в Арзамасе 31 января 2011 г.: «Непонятно, кто будет исполнять инновационные программы; возможно, придется приглашать специалистов из-за рубежа».
Отечественная практика показывает, что действующая система подготовки руководящих кадров сводится в основном к возможностям карьерного роста и материального обогащения. В то время как с началом инновационного процесса объем работы руководителя и масштаб его обязанностей неизмеримо возрастают, что предполагает совершенствование организации его труда, освобождение от решения малозначащих оперативных вопросов, установление оптимального ритма работы.
Реальность такова: из общей численности занятых в экономике - 70,6 млн чел. - почти 5 млн являются руководящими работниками, причем, примерно треть из них - женщины. По данным опроса, проведенного в мае 2010 г. накануне Санкт-Петербурского международного экономического форума, главной темой которого была модернизация экономики России, почти 80% новых продуктов и технологий финансируются и разрабатываются внутри компаний. Мотором инноваций, как правило, являются первые лица, которые инициируют до 60% разработок.
Как правило, подготовка и переподготовка кадров ориентируется на работников крупных компаний, обладающих основным инновационным потенциалом. Им принадлежит основная доля внедрения в нашей стране инноваций, связанных с бизнес-процессами (54%), технологиями (54%), новыми продуктами (62%). Современная мировая практика свидетельствует о другой тенденции. По данным Национального научного центра США, на разработку инновационного проекта малой компанией затрачивается в несколько раз меньше ресурсов, нежели крупной. На единицу затрат количество нововведений в малых фирмах по сравнению со средними в 4, а с крупными - в 24 раза больше. В США 55% новых товаров созданы малым бизнесом. В Германии на долю малых и средних фирм приходится 50% валовых инноваций и примерно 75% общего количества выдаваемых патентов.
Следовательно, приоритетным направлением системы подготовки и переподготовки кадров должны стать российские предприниматели малого и среднего бизнеса, чтобы помочь им стать активными участниками инновационного процесса. Главным ресурсом для достижения поставленной цели, по нашему мнению, является высшая школа. Отечественная высшая школа характеризуется распространенностью по всем регионам, высоким научно-техническим потенциалом, универсальностью системы высшего образования, ее межотраслевым характером, взаимодействием высшей школы через своих выпускников со всеми региональными и отраслевыми структурами; высоким уровнем системы информационного обеспечения, высокой государственной и общественной поддержкой, гибкостью системы процесса образования.
Система российского образования, обеспечивающая главную составляющую развития - кадровую, дополнена инновационной составляющей - непрерывностью образовательного процесса.
Главное достоинство нововведения заключается в том, что через непрерывное образование можно эффективно интегрировать результаты вузовской, академической и отраслевой науки России, а также передовые результаты науки мирового сообщества при реализации инновационных проектов и развитии инновационной деятельности, что является предпосылкой создания в стране эффективной инновационной экономики.
Проблемы качества образования в России волнуют каждого гражданина: от школьника, студента до руководства страны. И эти проблемы не решить только компьютеризацией и техническим оснащением. Необходимо внедрять совершенно новые методы образования, больше внимания уделять подготовке квалифицированных педагогических кадров.
Ни модернизация, ни переход к инновационной экономике невозможны без критической массы людей, способных проектировать, управлять и поддерживать сложные технологические процессы. Сегодня инженерный корпус в России серьезно постарел, снизился уровень технического образования, молодежь избегает инженерной карьеры из-за низкого социального статуса и уровня оплаты.
Последнее десятилетие нарастает дефицит инженерно-технических кадров. В 2008 г., перед кризисом, по данным опросов кадровых служб, дефицит инженеров в России достигал 25% от имеющейся потребности. Несмотря на кризис, острота этого дефицита ничуть не уменьшилась. При этом подготовку инженеров осуществляют свыше 555 вузов (30% от их общего числа). Общее количество студентов, обучающихся по инженерно-техническим специальностям, составляет более 1,6 млн чел. (около 23% всех студентов). Только в 2010 г. на инженерные специальности поступило 217 тыс. чел. Именно на этих людей ляжет выполнение основных задач инновационного развития российского производства.
Не исключаются из инновационного процесса и рабочие кадры. Квалифицированных и инициативных специалистов рабочих специальностей, способных к творческому труду, стремящихся к прогрессивным знаниям, развитию квалификационных навыков, профессионального мастерства, можно обоснованно называть инновационными кадрами . Среди них немало изобретателей, рационализаторов, наставников молодежи.
На сегодняшний день забота работодателей - включение в подготовку рабочих инновационных кадров таких качеств, как знание иностранного языка, правовая и экономическая компетентность и культура, профессиональная мобильность, компьютерная грамотность, предприимчивость, творчество, новаторство и т.д.
Нельзя забывать о нравственных аспектах воспитания кадров. Ведь именно от нравственных принципов, которым следует человек, во многом зависит его мотивация в инновационном процессе: что служит для него главным импульсом? Личная выгода и решение своих проблем или, прежде всего, результаты инновации, а затем уже личная выгода? К сожалению, с упадком нравственности неизбежен рост коррупции, отток подготовленных кадров за границу, нежелание высококвалифицированных соотечественников работать на родине, промышленный шпионаж, пренебрежение к законам. В таких условиях морального состояния социума не приходится рассчитывать на достойный уровень инновационных процессов.
Поэтому на идею инноваций, безусловно, будут работать возрождение традиций коллективизма, уважения к человеку-члену трудового коллектива, его трудовым заслугам и деловой репутации, корпоративной поддержки. Социальное партнерство не должно оставаться занимательной идеей, хорошо бы наполнить человечностью отношения к наемным работникам, - главной производительной силе общества .
Будучи премьер-министром РФ, В.В. Путин справедливо отмечал: «...Построение инновационной экономики, как мы уже не раз говорили, невозможно без постоянного развития человеческого фактора, человеческого капитала, создания полноценного развития личности. Без крупных инвестиций в здоровье и образование человека, в обеспечение безопасных и комфортных условий жизни» .
В. С. Уварова, М. И. Плутова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1107