Формирование инновационной экономики и обеспечение высоких темпов экономического роста требуют опережающего развития образовательной сферы, повышения качества подготавливаемых кадров и значительного роста образовательного потенциала населения страны. В основе такого развития должна лежать система образования, которая может рассматриваться как составляющая инновационного комплекса управления образовательными технологиями . Сегодня инновационная деятельность наряду с образовательной и научной является одной из важнейших задач современных вузов. В основе партнерства вузов с промышленностью лежит интеллектуальная собственность - ценнейший нематериальный актив вузов, являющийся результатом их учебно-научной и технической деятель-
ности. Одним из необходимых условий экономически эффективного использования интеллектуальной собственности является наличие активно действующей инновационной инфраструктуры в вузах, особенно в области трансфера технологий и управления интеллектуальной собственностью.
Существуют три основных пути передачи и коммерциализации вузовских разработок и технологий. Это проведение НИОКР по заказу промышленных предприятий и компаний, лицензирование и уступка патентных прав и, наконец, образование малых компаний на базе научных разработок вузов.
Наиболее простой и хорошо проработанный, в том числе, и с законодательной точки зрения, это первый путь - проведение заказных НИОКР. В этом случае, согласно действующему Гражданскому кодексу Российской Федерации, все права на полученные результаты научнотехнической деятельности принадлежат Заказчику, если иное не оговорено в договоре. Успешное проведение НИОКР по заказу промышленных компаний и предприятий может привести к созданию совместных лабораторий и далее - специализированных научно-образовательных и технологических Центров в вузах.
Второй путь связан с лицензированием и уступкой патентных прав. Этот путь для зарубежных университетов является существенным источником доходов. Например, в патентном портфеле Массачусетского технологического института около 3 тыс. патентов, что в 2008 г. принесло ему 50 млн дол. дохода. В портфелях российских вузов сегодня от ноля до нескольких сотен «живых» патентов. Основная причина такой ситуации состоит в несовершенстве законодательной базы, которая сегодня не позволяет вузам России получать доходы от таких видов деятельности, как лицензирование и уступка патентных прав .
Третий путь - образование высокотехнологичных «start up» компаний на базе вузовских научных разработок и технологий.
Одной из серьезнейших проблем внедрения новых технологии в промышленность является несовершенство существующей законодательной базы. Определенные надежды вузовская наука связывала с принятием закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятель- ности» . Но если подводить некоторые итоги в отношении его реализации, можно прийти к неутешительному выводу: нет комплексного подхода к решению одной из актуальных проблем модернизации экономики страны
о встраивании интеллектуальной собственности в национальную инновационную систему. Хотя работа в этом направлении ведется, практика разрешения федеральными исполнительными и государственными органами связанных с этой проблемой вопросов показывает, что принятые решения не отличаются продуманностью (отсутствие системного подхода) и компетентностью (не разработаны четкие экономические механизмы коммерциализации интеллектуальной собственности). Не помогает практическому решению проблемы и создание различных комиссий высокого ранга.
Важной проблемой на пути коммерциализации вузовских научных разработок и технологий является отсутствие бюджетного финансирования на начальном этапе (3-5 лет) инновационной инфраструктуры вузов.
Третья проблема процесса коммерциализации интеллектуальной собственности связана с отсутствием квалифицированных кадров для инновационной инфраструктуры вузов. Одна из особенностей подготовки специалистов в сфере инновационного предпринимательства заключаются в том, что образование должно носить комплексный характер и включать экономическую, правовую, финансовую, управленческую и техническую составляющие. Преподаватели должны иметь практический опыт реализации инновационных проектов, а в учебных курсах отражаться мировая практика инновационной деятельности .
Следующая серьезная проблема, препятствующая коммерциализации вузовских научных разработок и технологий связана с отсутствием экономических стимулов у промышленных предприятий для внедрения инновационных технологий. Для малых компаний, созданных на базе вузовских научных разработок и технологий, одной из основных, если не самой главной, проблемой является проблема выхода на рынок. Поэтому важнее предоставить налоговые льготы именно для предприятий, внедряющих у себя на производстве новые технологии, чем для компаний, такие технологии разрабатывающие.
Решение рассмотренных выше проблем позволит в полной мере реализовать научные результаты вузов на практике и, с одной стороны, обеспечить нашу промышленность новыми разработками и технологиями,
а, с другой - обеспечить приток средств из материального производства в научную и образовательную сферу.
Таким образом, процесс управления объектами интеллектуальной собственности при комплексном подходе специалистов в различных отраслях знаний позволит не только принести университетским комплексам, занимающимся научной деятельностью, немалую дополнительную прибыль, но и, опираясь на маркетинговые исследования рынка наукоемкой продукции, найти кратчайший путь к своему потребителю. Поэтому развитие инновационных способностей вузовского сектора науки, вовлечение в хозяйственный оборот результатов его научной деятельности станет реальным фактором, ускоряющим механизм распространения новых знаний и технологий в экономику страны.
В. В. Соколова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
(Санкт-Петербург)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2261