СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Инновационная конкурентоспособность

Успехи рыночного хозяйства невозможны без конкуренции, а конкуренция невозможна без инноваций. Инновационное развитие может быть названо в числе основных предпосылок, повышающих конкурентоспособность.

Современное мирохозяйственное развитие характеризуется ускоренными темпами научно-технического прогресса и возрастающей интеллектуализацией основных факторов производства, которые определяют конкурентоспособность национальной экономики. Конкуренция в области инновационной деятельности - это своего рода инновационный конкурс с непредсказуемыми в некоторых случаях результатами при решении научно-технических, социально-экономических и других проблем. Конкурентоспособность инновационного продукта не только определяет его экономическую успешность на целевом рынке сбыта, но и провоцирует рост прибылей предприятия, способствует научно-техническому развитию в отрасли и инновационному развитию государства. Только будучи конкурентоспособной на рынке инновация может быть эффективной с экономической точки зрения и ценной для предприятия и отрасли.

Ряд специалистов относят к объектам инновационной деятельности продукт, внедренный на рынке, технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо социальные услуги, т.е. по существу осуществленный (материализованный) продукт или реализованные на практике технологии. Такой подход к объектам инновационной деятельности представляется нам необоснованно зауженным, поскольку из круга этих объектов выпадает сфера научных исследований и опытноконструкторских разработок, при проведении которых могут активно использоваться как свои собственные новые научно-технические и иные результаты, так и чужие результаты интеллектуальной деятельности .

К основным видам инновационной деятельности следует отнести подготовку и организацию производства, его пуск и предпроизводствен- ные разработки, маркетинг новых продуктов, приобретение неовеществ- ленных технологий со стороны в форме патентов, лицензий, ноу-хау, товарных знаков и т.д., приобретение овеществленных технологий и производственное проектирование . Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые (внедрение новых или усовершенствованных продуктов ) или процессные инновации (внедрение в производство новой технологии), независимо от того, кто был автором инновации - работники данной организации или внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия.

Огромный инновационный потенциал сосредоточен в сфере творческого труда, как сегменте, где зарождаются и реализуются в разработках самые передовые технические и технологические идеи. Деятельность по созданию и реализации инновационного потенциала (инновационная деятельность) включает в себя совокупность мероприятий по определению новых целей, задач, направлений развития в стратегической перспективе, которая, в свою очередь, состоит из различных аспектов формирования и реализации инноваций. То есть инновационный потенциал - это мера готовности экономической системы выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленных инновационных целей или программ инновационных стратегических изменений .

Следует подчеркнуть, что в современных условиях усиливающаяся конкуренция между регионами за привлечение ресурсов нацеливает регионы на развитие главного фактора конкурентоспособности - инновационного процесса . На сегодняшний день существует варианты ведения борьбы за конкурентные преимущества у современных организаций :

организации, ориентированные на снижение издержек, затем качество выпускаемой продукции и/или предоставляемых услуг, и лишь, в крайнем случае, - на инновации. Очевидно, что у данных организаций конкурентоспособность невысока;

гораздо выше она у организаций, которые делают ставку на качество, не оставляя без внимания сокращение издержек, но инновации остаются также на третьем месте. Данная группа, конкурентоспособна до тех пор, пока на рынок не попадут новейшие товары и услуги.

Соответственно, организации, предпочитающие инновационный путь развития, как главенствующий, должны постоянно подкреплять собственное рыночное и отраслевое лидерство качественными нововведениями.

Современные организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации. Инновации помогают организациям не только идентифицировать и изучать деятельность конкурентов, получать дополнительную прибыль за счет снижения издержек и увеличения производительности, но и создать качественно новые продукты и/или услуги, позволяющих выйти на новые рынки .

Необходимо отметить, что при системном подходе к управлению инновациями в организации становится наиболее полное использование знаний и связанных с этим возможностей и мотивации. Организация нацеливает свою деятельность на использование инновационных форм для осуществления собственной деятельности, подготовки и приобретения знаний сотрудниками и создает механизмы обратной связи со всеми группами потребителей предоставляемых услуг и/или производимых товаров в интересах повышения их компетенции. Организация создает финансовые и нефинансовые системы вознаграждения сотрудников. При этом она осуществляет инвестиции в «раскрытие возможностей», т.е. в создание условий для адаптации к внешней среде, внедрения инноваций и наиболее эффективного использования способностей персонала .

Конкуренция заставляет инновационных предпринимателей идти на рынок инноваций, участвовать в его формировании :

развивать собственную научную и научно-техническую экспериментальную базу для проведения НИОКР;

заключать договора на проведение НИОКР сторонней организацией;

приобретать лицензии на право производство продукции (оказании

услуг);

покупать готовую продукцию, технологии, ноу-хау и др.;

интеллектуальную собственность;

инвестировать в предпринимательскую деятельность.

Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Именно здесь кроются наиболее существенные резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это, в конечном счете, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшение социально-экономической ситуации в стране . Чтобы конкуренция могла существовать необходимо развитие (инновационное движение), в противном случае тот или иной продукт не сможет иметь «здоровую» конкурентоспособность на рынке, и чтобы конкурировать с аналогами, вступая в нездоровую борьбу за рынок.




Т. Ю. Молокова, Е. В. Давыдкин Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601