СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Подготовка инновационно-ориентированных кадров в условиях информатизации системы государственного управления: проблемы и перспективы

Переход к информационному обществу предъявляет новые требования как к системе органов государственного управления, так и к самим государственным служащим. В условиях административной реформы и информатизации органов государственного управления особую важность приобретает профессиональная подготовка и повышение квалификации сотрудников органов государственного управления в области использования информационно-коммуникационных технологий, взращивание государственных служащих нового типа. По правильному замечанию

В. С. Романенко, возрастает важность таких качеств, как владение методами и технологией работы с информацией, приобретение умений и навыков поиска, передачи, обработки и анализа информации, ее использования для решения профессиональных задач . В свою очередь, недостаточный уровень информационной и компьютерной грамотности сотрудников аппарата, отсутствие понимания сущности процесса информатизации крайне негативно сказываются на внедрении инфокоммникационных технологий и проведении административной реформы .

Принятие государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)», на наш взгляд, ознаменовало начало нового этапа информатизации. В связи с этим в настоящее время как никогда становится актуальным акцентирование внимания именно на социальных проблемах внедрения Электронного Правительства в органы государственного управления, обеспечении качественной системы обучения и взращивания государственных служащих нового инновационно-ориентированного типа.

С октября 2011 по январь 2012 г. в Республике Татарстан автором был проведен социологический опрос методом анкетирования с целью анализа социально-организационных аспектов информатизации системы органов государственного управления. В рамках данного социологического исследования отдельный блок вопросов был посвящен изучению проблем обучения в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Необходимый объем репрезентативной выборочной совокупности был рассчитан по методу В.И. Паниотто и примерно равен 370 государственным служащим с допущением 5%-ной ошибки.

В результате социологического опроса было выявлено, что подавляющее большинство респондентов (69,2%) оценивает свой уровень знаний как достаточный для работы в системе: они хорошо ориентируются в ней, однако иногда им нужен совет или консультация. Четверть опро- шенных(25,3%) считает свой уровень высоким: у них не возникает трудностей, они быстро адаптируются к любым техническим изменениям и в полной мере используют предоставляемые системой возможности и инструменты. И лишь 5% имеют пока недостаточный уровень: плохо ориентируются в системе и пытаются, по возможности, избежать работы в ней.

Подтверждает неблагополучную ситуацию в сфере обучения государственных служащих и тот факт, что наиболее широко используемым способом повышения уровня знаний, умений и навыков в сфере применения инфокоммуникационных технологий у государственных служащих является общение с коллегами (81,2%). Второе место с явным отрывом занимает посещение обучающих курсов и тренингов(23,7%), на третьем месте находится чтение специализированной литературы (20,8%).

На первый взгляд, складывается впечатление, что проблемы с обучением и низкой квалификацией кадров в сфере использования информационно-коммуникационных технологий практически отсутствуют. Однако, как показывают распределение ответов на вопрос «С какими трудностями Вы сталкиваетесь в ходе информатизации», основной проблемой остается недостаточный уровень квалификации государственных служащих в области ИКТ (34,4%).

Стоит отметить, что сложившаяся ситуация в области методов получения необходимых по использованию инфокоммуникационных технологий знаний принципиально ничем не отличается от положения дел 10 лет назад. Как показывают результаты социологического опроса готовности государственных служащих к применению информационных компьютерных технологий, проведенного в 2002 г. Е.В. Ивановой (общая выборочная совокупность составила 600 респондентов), две трети государственных служащих получали знания, необходимые для работы на компьютере, с помощью нерегулярных форм обучения: самостоятельно или путем консультаций у специалистов .

Еще одним доказательством низкой эффективности обучения является уровень удовлетворенности государственных служащих образованием в области применения информационно-коммуникационных технологий. Так, лишь 19,5% государственных служащих полностью удовлетворены системой обучения. На их взгляд, образование проходит постоянно, также существует система консультаций по возникающим вопросам. Однако, большая часть опрошенных(62,4%) удовлетворены ей лишь отчасти. По их мнению, обучение носит стихийный характер и в основном оно проходило на начальном этапе информатизации. 18,1% респондентов не удовлетворены системой обучения, так как не чувствуют никакой поддержки по данному направлению.

Проведя анализ обучения государственных служащих в сфере применения информационно-коммуникационных технологий, мы пришли к выводу о том, что его уровень не находится на должном уровне. Результаты социологического опроса показали, что в органах государственного управления отсутствует грамотное, комплексное, перманентное образование по данному направлению. Большинство государственных служащих лишь частично удовлетворены проводимым обучением, а их уровень знаний и умений является достаточным лишь для работы с системой Электронного Правительства. Беспокойство вызывает тот факт, что основная масса респондентов черпает необходимую информацию из общения с коллегами, не используя более надежные и эффективные способы пополнения знания.

Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на высокий уровень информатизации органов государственного управления Республики Татарстан, процесс внедрения системы Электронного Правительства во многом носит технократический характер, что приводит к нивелированию таких важных социальных аспектов, как обеспечение грамотной системы обучения и формирование информационной компетентности сотрудников государственного управления. В связи с этим, крайне затруднительно говорить о наличии потенциала для формирования инновационно-ориентированного персонала в государственных учреждениях.




И. В. Логинова Казанский национальный исследовательский технологический университет (Казань)


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601