Проблема подготовки кадров в России всегда занимала ведущее место в развитии экономики. Подготовкой кадров занимались средние и высшие учебные заведения. Однако в последнее время на базе вузов и других научно-учебных организаций стали открываться научно-образовательные центры, созданные для подготовки высококвалифицированных кадров. Создание научно-образовательных центров (НОЦ), как одного из помощников в получении различных возможностей как со стороны школьника, студента, аспиранта, соискателя, молодого преподавателя, т.е. получателя знаний, так и со стороны дающего их - вуза, научно-исследовательского института и т.д., а также всех тех, кто имеет непосредственное отношение к организации научно-образовательных центров, дальнейшее их развитие и соответствующая нормативно-правовая база современного государства позволила НОЦам реализовывать инновационную деятельность на базе научных разработок и подготавливать инновационноориентированные кадры для дальнейшей их реализации и участия в коммерциализации результатов инновационной деятельности .
Вообще, четкого понятия научно-образовательного центра в литературе нет и фактически термин не определен. В сложившейся российской практике научно-образовательные центры (НОЦ) начали создаваться как структурные подразделения высших учебных заведений, ориентированных на:
разработку новых программ и методов, развивающих и объединяющих передовые научные исследования и учебный процесс;
развитие экспериментальной базы и оборудования для проведения современных научно-исследовательских работ и учебного процесса;
развитие связей в области науки и образования с другими организациями, включая институты Российской академии наук, российские и зарубежные университеты, промышленные предприятия;
предоставление специальных возможностей для молодых перспективных ученых и исследователей на конкурсной основе .
По данным, полученным в Национальном фонде по кадрам, на декабрь 2011 г. всего зарегистрировано 472 научно-образовательных центра. Учет НОЦ проводился с 1996 по 2009 г. В результате установления уникальных ответственных исполнителей деятельности НОЦ мы получили список из 437 научно-образовательных центра.
Для анализа научно-образовательных центров (НОЦ) в рамках современной российской действительности расшифруем его понятие. Научно-образовательный центр - это:
всесторонняя поддержка молодых исследователей; уникальная научно-исследовательская база; новейшие современные приборы ведущих фирм производителей; передовые методы исследований; высокий уровень квалификации персонала;
экспертность, автоматизация и высокое качество проведения исследований;
новейшие коммуникационные сети, высший уровень компьютеризации учебного процесса и научных исследований;
интеграция в международное образовательное пространство; обширные научные и деловые связи с крупнейшими промышленными предприятиями России и зарубежными фирмами;
инновационная деятельность и коммерциализация РИД .
В крупных по масштабу НОЦ создана общая материальная и методическая база для подготовки и переподготовки специалистов. При этом значительный опыт в образовательной, научной и инновационной деятельности, накопленный в университетах-партнерах, на базе которых создается НОЦ, позволяет расширить возможности реализации проектов в рамках совместного научно-образовательного центра.
Значительным для НОЦа является создание инфраструктуры для научно-образовательного комплекса по подготовке и переподготовке специалистов, обеспеченного базами учебных и производственных практик студентов вузов. В нем организована подготовка и переподготовка кадров, в том числе и зарубежных, создано кадровое и методическое сопровождение. Также проведены работы по интеграции научных исследований и образовательного процесса в международное научное и образовательное пространство путем заключения договоров, создание совместных научных и образовательных подразделений, проведение учебного и научного процессов с участием ученых разных стран, проведения совместных унифицированных экспериментальных исследований.
Для реализации подготовленных инновационно-ориентированных кадров необходимо открытие малых инновационных предприятий на базе научно'-образовательных центров при вузах .
При этом будет происходить объединение кадровых и материальных ресурсов вуза, НОЦа и малого инновационного предприятия, а также совместное их использование для выполнения научных исследований и обучения студентов вуза. Научно-образовательный центр привлекает талантливую молодежь к выполнению работ в научно-образовательном центре, содействует их закреплению в сфере науки и высшего образования, в том числе путем создания рабочих мест для выпускников университета на предприятии (МИП) .
Основным достоинством деятельности такого центра является его производственная составляющая, которая дает возможность коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности НОЦ. Основными направлениями деятельности Центра являются: получение новых научных знаний; выполнение научно-исследовательских работ и использование их результатов в учебном процессе для подготовки специалистов в различных областях науки и техники; кооперация НОЦ с научными и учебными предприятиями и организациями и совершенствование на этой основе системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, в том числе для МИП . Немаловажное преимущество такого центра - объединение кадровых и материальных ресурсов университета и МИП, а также совместное их использование для выполнения научных исследований и обучения студентов университета; привлечение молодежи к выполнению научно-исследовательских работ.
Такая интеграция науки, образования, инноваций и производства определяет новые перспективные специализации для подготовки молодых специалистов; осуществляет интеграцию кадровых и материальных потенциалов организаций-партнеров для развития научной, образовательной и инновационной деятельности; привлекает талантливую молодежь к выполнению работ в научно-образовательном центре, содействует их закреплению в сфере науки и высшего образования, в том числе путем создания рабочих мест для выпускников вуза в малом инновационном предприятии.
С. С. Кириллова, Т. Л. Безрукова
Воронежская государственная лесотехническая академия (Воронеж)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1453