Вхождение России в мировое информационное пространство определило основные тенденции реформирования и развития процесса подготовки кадров в современных социально-экономических условиях России. Важной задачей становится формирование человека информационного общества, способного полноценно функционировать в информационной среде, эффективно использовать ее возможности и ценностный потенциал, что выступает значимыми аспектами его информационной компетентности.
Информация и знания сегодня становятся ключевыми факторами долговременного устойчивого развития общества в условиях конкурентной среды. Позитивным фактором, свидетельствующим о повышении внимания государства к значимости информационной составляющей в современной системе образования является отнесение к государственным приоритетам на совместном заседании Совета безопасности РФ, Президиума Госсовета и Совета по науке и высоким технологиям развитие информационных технологий и их приложений и принятие Правительством России двух взаимодополняющих федеральных целевых программ «Развитие единой образовательной информационной среды» и «Электронная Россия».
Развитие сетевой инфраструктуры и интернет-технологий, современный про-граммный инструментарий создали объективные предпосылки перехода от отдельных проблемно-ориентированных информационных систем к интегрированным информационным средам различного назначения. Информационные и коммуникационные технологии из разряда вспомогательных средств переместились в состав основных и стали одним из главных условий эффективного развития образовательного процесса.
Анализ научных публикаций и практики работы учреждений профессионального образования в области использования современных педагогических технологий убеждает, что возможности Интернет-ресурсов создают условия для развития инновационных методов обучения и воспитания. В данном контексте целесообразно обратиться к герменевтической технологии, актуализирующей обращение к смыслообразованию и смыс- лосозиданию в процессе анализа и оценки информационных объектов.
Герменевтика (от греч. hermeneutikos - разъясняющий, истолковы- ващий) - учение об истолковании; теория интерпретации и понимания текстов. Обращение к герменевтике в процессе оптимизации образовательного потенциала интернет-ресурсов обусловлено тем обстоятельством, что в центре герменевтического учения находится проблема понимания, которая имеет для учебного процесса уникальное значение, так как затрагивает интересы всех структур вуза и объединяет в единой целевой установке всех субъектов профессионального образования.
Герменевтическая технология непосредственно обращена к проблеме выработки личностных смыслов, ценностно-смысловым аспектам информационной деятельности студента, что является важнейшей составляющей его информационной компетентности. Под герменевтической технологией мы рассматриваем педагогическую технологию, позволяющую эффективно использовать контент интернет-ресурсов в образовательном процессе, оптимизировать усвоение будущими специалистами знаний на основе истолкования и интерпретации представленной информации, понимание и постижение информационной реальности через рефлексивное осмысление богатейшего ценностно-смыслового опыта социума.
Значимость использования герменевтической технологии в процессе профессионального образования обусловлено тем, что всякий контент интернет-ресурсов интертекстуален. В нем выделяются гипертексты различного уровня иерархии, восприятие которых предполагает осознание и интерпретацию разных знаковых систем в единстве с содержанием информационного ресурса. Востребованность данной технологии выявлена внутренними тенденциями образовательной системы с ее нарастающим вниманием к индивидуальным, всегда уникальным и неповторимым проявлениям человеческой субъективности в условиях информационного пространства.
Технологическим механизмом в системе герменевтической интерпретации контента интернет-ресурсов выступает взаимосвязь и взаимообусловленность следующих действий:
на первом этапе - постановка проблемы, поиск и погружение в ценности информационного пространства;
второй этап - анализ, интерпретация, осмысление и понимание универсальных общекультурных смыслов информации;
третий этап - рефлексивная оценка индивидуального информационного опыта деятельности.
Использование в образовательном процессе герменевтической технологии позволит актуализировать образовательный потенциал интернет- ресурсов и решать следующие учебно-воспитательные задачи:
умение самостоятельно находить в содержании главный элемент; развитие проблемного видения, самостоятельности суждений; умение концентрировать внимание и мыслительную активность; развитие потребности постичь источник поставленной проблемы, ее суть;
умение устанавливать структурные связи между элементами научных знаний;
умение проникать в противоречивую сущность постигаемых явлений, видеть отношения единства и противоположности их сторон.
Герменевтическая интерпретация выступает как аналитико-синте- тическая деятельность личности по творческому освоению (присвоению) информации, предшествующая непосредственному использованию этой информации в практической деятельности. В основе механизма герменевтической интерпретации информационного объекта - установление связи между логико-познавательной и ценностно-смысловой характеристиками деятельности через осознание взаимодополнительности объективного значения и субъективного личностного смысла знания в едином процессе антиципации (предвосхищения) и рефлексии субъекта деятельности.
В центре внимания герменевтической технологии - проблема смыс- лообразования, смыслосозидания в контексте отношений объективно-содержательных характеристик смысловых образований и конкретных форм их функционирования. В связи с чем реализация данной технологии актуализирует обращение к ценностно-смысловой и субъективно-эмоциональной стороне в анализе и оценке объектов и явлений информационного пространства.
Герменевтическое направление в условиях информатизации социума сегодня разрабатывается с целью определения методов и приемов, способствующих приближению, к наиболее полному и всестороннему постижению человека социокультурной реальности в целом в контексте взаимодействия аффективных и интеллектуальных начал деятельности на основе соединения рационального и иррационального в познании и понимании окружающей действительности.
С герменевтико-интерпретационных позиций понимание действительности носит эвристический и поливариативный характер, обусловленный помимо логико-научного бесконечным множеством субъективных факторов. Предмет интерпретации представляет собой интегративное образование, включающее в себя заданную содержательную проблему или познавательную задачу (предмет познания) и рефлексивно с ними связанный субъективно-индивидуальный образ проблемной ситуации, складывающийся в сознании под воздействием личного жизненного опыта и социально-культурного фона.
Процесс внедрения герменевтической технологии в процесс подготовки кадров целесообразно организовать на моно-, интер- и транскультурных уровнях информационной образовательной среды вуза, где моноуровень связан с освоением форм и методов самостоятельной работы с информационными ресурсами, направлен на обеспечение формирования у будущих специалистов установки по ценностному отношению к информации. На интеруровне определяются формы и методы целевого и ценностно-смыслового взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности. Транскультурный уровень направлен на активизацию самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации социума, развитие умений и навыков ставить и решать конкретные социальнопрофессиональные цели и задачи в процессе работы с информацией в Интернет-пространстве на основе осмысления, понимания и постижения универсальных общекультурных смыслов.
Т. Г. Карданова, А Ю. Голошумов
Филиал Уральского государственного экономического университета (Нижний Тагил)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1508