СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Проблемы гибкости системы высшего образования в современных условиях подготовки инновационно-ориентированных специалистов

Развитие системы высшего и послевузовского профессионального образования в настоящее время происходит под влиянием необратимых преобразований, обеспечивающих переход к инновационной рыночной экономике, что влечет за собой в условиях России не только обязательное повышение уровня обновления производственной базы вузов, но и их определенную структурную перестройку.

В сложившейся ситуации одно из естественных и наиболее эффективных и быстрореализуемых направлений дальнейшего развития отечественной высшей школы - повышение степени гибкости вузов к потребностям рынка. Необходимость повышения гибкости вузов к потребностям рынка обусловлена многими причинами, наиболее важными из которых являются:

достаточно сложно иными способами достаточно устойчиво увеличить «ассортимент и номенклатуру» предлагаемых и преподаваемых специальностей и специализаций. Практика показывает, что наименьшие удельные затраты на освоение дополнительной традиционной или вновь осваиваемой «образовательной продукции» имеют вузы, в наибольшей степени способные к перестройке традиционной схемы функционирования;

решить эту проблему возможно лишь путем снижения затрат, связанных с техническим и методологическим перевооружением образовательной базы учебного заведения;

достижение достаточно приемлемой стоимости образовательных услуг при условии быстрой сменяемости их видов возможно лишь при наличии у вуза высокой степени гибкости к нововведениям и потребностям рынка;

не обладая высокой гибкостью, вузы не имеют возможности широко использовать применяемые во всем мире передовые и прогрессивные технологии, внедрение которых почти невозможно из-за не частичной, а почти полной замены всей системы основных производственных фондов;

отсутствие гибкости не дает возможности развития интеллектуального потенциала вуза. Высококвалифицированный потенциал работников учебных, научных, технологических подразделений в силу низкой способности действующей производственно-технической базы вуза остается невостребованным, что тормозит научно-технический прогресс в сфере высшего образования;

отсутствие у вузов необходимой в условиях рынка гибкости существенно ограничивают возможности образовательного учреждения

иметь достаточные финансовые ресурсы, в том числе и валютные, необходимые для приобретения и освоения новой техники и технологий для обеспечения непрерывного процесса подготовки инновационно-ориентированных специалистов.

Результатом исследования в области прогнозирования гибкого развития высших образовательных учреждений явилось осознание проблем преодоления нарастающих угроз со стороны внешней и внутренней среды. Вступив на путь перехода к рыночным отношениям, российские вузы столкнулись с определенным кризисом своих хозяйственных систем. Приспособление к внешней среде при безусловной важности внутренней среды должно стать первостепенным и проявляется в стратегическом прогнозировании и гибком развитии вуза.

Основное содержание стратегии любой системы должно включать набор правил для принятия решений, среди которых можно выделить такие правила, как правила:

для оценки результатов деятельности предприятия в настоящем и будущем периодах (модели, показатели, методики);

по которым складываются взаимоотношения предприятия и внешней среды;

по которым устанавливаются отношения и соответствующие процедуры внутри предприятия;

по которым ведется повседневная оперативная деятельность.

Гибкость вуза - это способность образовательного учреждения получать необходимый результат, позволяющий ему без коренного изменения основных производственных фондов осваивать за определенные сроки освоение новых специальностей и специализаций, которые могут быть востребованы рынком и, в свою очередь, позволяют в будущем периоде получить необходимый результат, обеспечивающий его функционирование и развитие. В общем виде задачу оценки гибкости образовательного учреждения можно представить схемой как передаточную функцию системы автоматического регулирования (см. рисунок).

Оценка способности образовательного учреждения к обновлению должна производиться по обоснованно выбранному критерию. Назовем его коэффициентом обновления Ко. В общем случае критерий должен быть:

представительным, т.е. позволять оценивать эффективность решения основной, а не второстепенных задач;

критичным к исследуемым параметрам, т.е. изменение любого из исследуемых параметров должно приводить к соответствующему изменению критерия;

простым, т.е. на него не должны влиять второстепенные величины;

единичным, так как решение задачи при нескольких критериях крайне затруднено и математические расчеты в этих случаях заменяют крайне необоснованные предложения.

Для высшего учебного заведения Ко можно представить как отношение времени освоения новой специальности (специализации) Тос ко времени «производства» соответствующих специалистов Тпр:

Ко = Тос / Тпр, (1)

где Ко - коэффициентом обновления; Тос - время освоения; Тпр - время «производства» соответствующих специалистов.

Время освоения Тос - внутренний фактор гибкости вуза, определяющий цикл, состоящий в общем случае из следующих этапов: первый - НИОКР; второй - подготовка учебно-методического комплекса; третий - освоение и усвоение учебного процесса.

Время «производства» для новой специальности (специализации) Тпр - внешний фактор гибкости вуза, определяющий цикл подготовки специалиста как изменяющийся во времени процесс, проходящий фазы зарождения, роста, зрелости (и падения спроса) и отвечающий в каждом периоде развития временным параметрам.

Коэффициент обновления Ко через соответствующее время выполнения этапов характеризует работу всех основных подразделений, служб и отделов вуза, отражает требуемую временем способность быстро перестраиваться на освоение новых специальностей и специализаций, а значит, отвечать запросам рынка и обеспечивать конкурентный статус учебного заведения. С другой стороны, коэффициент обновления позволяет количественно оценить техническую и технологическую гибкость вуза и соответственно рассматривается как один из основных показателей его комплексной гибкости, в том числе в сфере подготовки инновационноориентированных специалистов.

Таким образом, прогнозирование развития высшего учебного заведения с использованием модуля гибкого развития подразумевает и соответствующие правила выбора стратегии в области образовательного менеджмента, нововведений, освоения образовательных технологий и диверсификации видов деятельности вуза.




А Л. Анисимов Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601