Многие высшие учебные заведения предлагают рынку новые виды образовательных услуг, но зачастую оказываются не в состоянии добиться устойчивого конкурентного преимущества, акцентируя внимание лишь на одной из составляющих конкурентного успеха - ассортименте.
В таких учебных заведениях недостаточно внимания уделяется вопросу адекватности корпоративной стратегии среде деятельности, несмотря на то, что, именно это является предпосылкой моделирования успешного развития. И хотя в настоящее время практически все руководители усвоили, что стратегия, опираясь на анализ и прогноз существующей ситуации, обеспечивает достижение целей организации и отражает ее миссию, не для всех очевидно, что общие решения, связанные с построением и изменением системы управления, входят в число важнейших по влиянию компонентов стратегии.
Как и любой организации, вузу необходимо меняться в процессе преобразования объективных требований среды. Для успешной деятельности требуется формирование таких свойств, как гибкость, преимущественное использование команд, наличие и активная пропаганда конкурентных преимуществ, высокий уровень корпоративной идентичности сотрудников.
Для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности университету необходимо последовательно ориентировать свою деятельность и специфические услуги на релевантные для высшей школы «рынки сбыта», а также на активную работу с ними. Причем важен не только анализ рынка с расчетом на удовлетворение его потребностей, но и «формирование спроса», т.е. развитие и активизация в экономике и обществе непрерывной потребности в специфических услугах университета.
Важнейшим критерием, обеспечивающим эффективность этих усилий, является управляемость университетской системы, и, если университет считать конгломератом независимых людей, интересы которых могут быть прямо противоположными, то об успешном менеджменте не может быть и речи. Истинная сила университета заключается в общности интересов и сплоченности студентов, сотрудников и выпускников, которые и являются членами университетского сообщества, и опирается на осознанное взаимодействие научных, технических и административных структур. Поэтому так важно соответствие между индивидуальным и корпоративным началом, которое позволит полностью использовать сильные стороны системы «университет».
Устанавливая механизмы координации, структура управления становится ключом к достижению целей, а, значит, помимо взаимодействия, при проведении реорганизации следует обратить внимание на следующие факторы:
информация о том, в какой мере организационная структура соотносится с возможностями, стратегией и жизненным циклом организации;
размер вуза, поскольку величина современных университетов требует применения иных управленческих структур, чем в небольших вузах;
контролируемость организационной структуры относительно материальных, денежных и человеческих ресурсов;
кроме того, при построении организационной структуры необходимо учитывать линейный и функциональный характер связей . Причем при анализе функциональных связей между элементами, представляющими организационной структуры, следует обратить внимание, насколько совпадают они с административной подчиненностью, связаны ли они с учебным процессом, его обеспечением или обслуживанием. Все виды связей призваны поддерживать необходимое единство и координацию действий элементов структуры для полноценного обеспечения управленческого процесса. Среди механизмов координации используются различные правила, нормы и планы, способствующие поддержанию организационной культуры организации и эффективному выполнению поставленных целей.
Совершенно очевидно, что в условиях современных экономических отношений и расширения задач, стоящих перед вузами, централизация функций административного управления является тормозящим фактором и неизбежно вступает в противоречие с требованиями времени , а стремление к созданию жестких управленческих структур регулярно наталкивается на нарушение принципа демократии. Подходя к этому принципу здраво, можно утверждать, что университет, будучи государственной организацией, юридически относится к сфере исполнительной власти, а потому должен строиться на иерархических, а не демократических принципах; демократически он должен быть только легитимирован. Поэтому нет ничего противоречащего ни праву, ни обычаям, в поисках новых организационных форм, которые делают современные университеты управляемыми и одновременно устанавливают столь необходимый баланс между корпоративной и индивидуальной автономией достигается такой результат расширением участия коллектива у управлении университетом, что неразрывно связано с демократизацией, децентрализацией, сокращением администрирования, а в конечном итоге означает передачу отдельных функций управления и целых специальных функций от администрации к структурным подразделениям.
Нельзя не сказать и о том, что профессионализм менеджмента предполагает наличие определенных способностей, которые приобретаются в ходе обучения. Надо иметь в виду, что университеты, в связи со сложностью их структур и большими размерами, крупными государственными средствами, предоставляемыми им, и огромным значением для общества и экономики, должны сегодня управляться по-иному. Управлением университетами следует заниматься профессионалам, а не любителям. Только тогда университеты окажутся на уровне возросших к ним требований. К сожалению, ответственный подход к общему управлению главными задачами по обучению и исследованиям, стимулированию молодых специалистов, трансферу технологий и знаний все еще не считается необходимым. Опыт ведущих мировых университетов показывает, что ключом к успеху является понимание проректором, начальником управления или деканом академических управленческих задач как основных в своей работе.
Университетский менеджмент должен быть в состоянии постоянно осуществлять необходимые изменения, видеть перспективу, принимать адекватные решения, обладать твердостью и одновременно гибкостью. Проведение своевременной грамотной реорганизации системы управления позволит создать прочную, перспективную организацию, ориентированную на деятельность с максимальной эффективностью и быстротой реакции на изменяющиеся условия внешней среды. Проверенного пути для всех университетов нет, имеются лишь общие рекомендации и удачные примеры.
Т. В. Яковлева
Российский государственный педагогический университет им А. И. Герцена
(Санкт-Петербург)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1455