Вопросам правового обучения в последние годы стало вполне закономерно уделяться больше внимания в различных образовательных учреждениях - от школьных до высших учебных заведений. Особое значение приобретает специфика преподавания и ее методика. Об этом пишут, говорят, но единой программы нет. Разумеется, трудность этой проблемы еще в том, что образовательных учебных заведений много, и они имеют свою специфику и направленность. За последние годы накоплен определенный опыт преподавания, выпущено несколько интересных учебников и учебных пособий. Но до сих пор нет единой научной обоснованной методики, отсутствует методическая литература по преподаванию права в неюридических вузах, а это сказывается на качестве преподавания. Ведь специфика права, как явления, особенности правового регулирования требует предусмотренного подхода к их изучению. Именно совершенствование процесса правового обучения составляет основу методики преподавания.
Разработка методики предполагает решение ряда задач: проведение профилактической работы среди населения; предотвращение, пресечение и раскрытие преступлений; выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений, принятию мер к их устранению; принятие соответствующих мер к возмещению причиненного правонарушителям ущерба. Важная роль в области обеспечения этих факторов принадлежит образовательным учреждениям и прежде всего вводному курсу «Правоведение», который изучается в неюридических вузах.
Освоение общих представлений о предмете юридической науки может показаться не самостоятельной задачей. Действительно, уже сам термин «правоведение» вполне определенно показывает, что предмет данной науки является право, в повседневной жизни нередко воспринимаемое как законы конкретного государства. При таком восприятии права может сложиться впечатление, что правоведение изучает исключительно законодательство, а юридические знания - это знание положений законов. Такое представление о праве является более чем поверхностным и имеет мало общего с современным правоведением. Правоведение действительно изучает, в том числе, и законы конкретных государств (так называемое позитивное право), а знание их положений является частью юридического знания. Однако это именно часть юридического знания и часть предмета юридической науки.
Поэтому разработка методики этого курса имеет приоритетное значение. Но, несмотря на это, иногда даже в учебно-методических комплексах по курсу «Правоведение» допускаются значительные небрежности и нарушения, это: несоблюдение очередности в прохождениях дисциплин (тем) по курсу, изложенных в тематическом плане; излишняя вариативность количества тематических планов, в одном вузе доходит до 24; не всегда учитывается необходимое количество часов в рассматриваемых темах по изучению курса «Правоведение», а так же количество вопросов по подготовке к изучению курса - 187, которые к тому же нечетко сформулированы и иногда повторяются, дополнительно к контрольной работе студентам планируется письменная переаттестация. Считаю, что это неверно, так как студенты и без того перегружены, а суть переаттестации состоит в восполнении ранее полученных знаний. Для восполнения этих пробелов самостоятельно и выполнения письменной переаттестации, студенту потребуется гораздо больше усилий, чем восстановить пробелы путем прослушивания обзорной лекции и закрепить полученную информацию в процессе самоподготовки. В обзорной лекции дается уже обработанная информация. В связи с этим целесообразно, чтобы процессу переаттестации предшествовала обзорная лекция, а завершаться она должна собеседованием.
По сложным вопросам на кафедре необходимо вырабатывать кафедральные решения (подходы). Поэтому кафедра должна быть учебным, методическим и научным центром. И все методические, учебные и научные вопросы следует рассматривать через кафедру.
Особое внимание в процессе изучения курса «Правоведение» необходимо уделять тестированию, поэтому целесообразно было бы в учебнометодический комплекс по этому курсу предусматривать раздел тестов.
Недопустимо в тематическом плане нарушать расчасовку изучаемых тем, а также порядок прохождения дисциплин, тем более нельзя не включать предусмотренные стандартом правовые дисциплины. Эти грубейшие нарушения приведут не только к провалу учебного процесса, но и интернет - экзамена. При отсутствии координации в учебном процессе могут быть не только сбои, но и грубейшие нарушения, на что обращалось внимание выше. Поэтому эффективность преподавания любого предмета должна определяться не только существующей методикой того или иного предмета, но и координацией, т.е. совместной, упорядоченной деятельности по наиболее актуальным проблемам в учебном процессе.
Во избежание отмеченных недостатков в учебном процессе и усилению методической деятельности предлагается: 1) строго согласовывать в учебном процессе структурно-логическую схему прохождения дисциплин, со всеми участниками учебного процесса вуза; 2) тщательно прорабатывать тематические планы по всем изучаемым дисциплинам на кафедре особое внимание уделять не только расчасовке тем, но и внимательно учитывать все предъявленные к нему требования, соблюдать очередность прохождения дисциплин, что является приоритетным для вводного курса;
во избежание изменений вариативности тематических планов думается, целесообразно было бы ограничиться двумя тематическими планами по курсу «Правоведение», с учетом сдачи экзамена и зачета; 4) следует усилить кафедральную деятельность, методической работе и больше внимания уделять рассмотрению и содержанию кафедральной работе; 5) в содержании учебно-методического комплекса по курсу «Правоведение» предусмотреть набор тестов по каждой пройденной теме, что должно способствовать подготовке к интернет-экзамену; 6) не допускать излишней перегрузки студентов письменными работами и перебором вопросов по подготовке к экзамену (зачету), которые достигают до 187 вопросов.
Нами рассмотрены лишь некоторые недостатки методической подготовки учебно-методического комплекса по курсу «Правоведение». Уже из этого можно сделать вывод, какое важное значение имеет методическая деятельность в учебном процессе и какие негативные последствия может они иметь при недоработках и упущениях. Проведение таких исследований полезны по всем направлениям методической работы, которая должна способствовать учебному процессу, особенно по изучению права в неюридических вузах, так как в них больше внимания уделяется специализации.
О. С. Троценко
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2259