В настоящее время в условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования. В «Концепции модернизации российского образования» закреплено положение о том, что «. школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся» . Таким образом, результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации, нести ответственность за личное и общественное благополучие. Такая направленность образования в педагогике носит название компетентностного подхода. Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики хорошо овладели набором теоретических знаний, но испытывают трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г. призывает обеспечить «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью» . Реализовать это направление представляется возможным на уроках обществознания, формируя у школьников экономико-правовую компетентность, как одну из ключевых. Опираясь на определения А.В. Хуторского, что компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности, а компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение
к ней и предмету деятельности , экономико-правовую компетентность можно определить как интегративную характеристику личности, которая представляет собой готовность к участию в экономической деятельности, способность использовать механизмы и средства правового регулирования общественной жизни и включает: знание теоретических основ экономики и права; понимание правовых последствий принимаемых решений; умение анализировать конкретные ситуации.
Компонентами или содержанием понятия «экономико-правовая компетентность» будем считать следующие:
когнитивный компонент (базовые экономические и правовые знания, необходимых для понимания сущности фактов, понятий в области экономических и юридических отношений общества, государства, семьи);
ценностно-мотивационный компонент (понимание смысла и значения экономических проблем, их взаимосвязи и взаимозависимости с юридическими нормами и морально-нравственными основами жизни);
операционно-деятельностный компонент (практические умения для решения учебных и жизненных экономических и юридических вопросов);
рефлексивный компонент (ощущение и осознание собственной полноценности, самоанализа и оценки собственного экономического и гражданского поведения и коррекцию представлений, подходов, оценок) .
Формирование экономико-правовой компетентности в процессе обучения может эффективно осуществляться только при создании определенных организационно-педагогических условий. К условиям обычно относят внешние и внутренние обстоятельства; то, от чего что-либо зависит (С.И. Ожегов).
Основные организационно-педагогические условия формирования экономико-правовой компетентности представляют собой совокупность:
учебной деятельности, которая представлена следующими структурно-содержательными единицами:
нормативная и учебно-программная база (Государственный образовательный стандарт, Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, примерные учебные планы и программы, рабочие планы и программы, тематические планы);
учебно-методический комплекс, ориентированный на компетентно- стный подход (учебная и учебно-методическая литература, дидактические средства обучения, банк практических работ, проектов исследовательской и творческой деятельности, средства контроля, направленные на определение уровня усвоения знаний и на выявление способности использовать усвоенные знания на практике);
мониторинг качества учебного процесса, опирающегося на компе- тентностный подход (оценочные таблицы, портфолио личностного развития, предназначенное для демонстрации, анализа и оценки, развития рефлексии, осознания результатов деятельности и собственной позиции) ;
внеучебной деятельности. Наиболее оптимальное проявление - социальная практика - реальное включение учащихся в обсуждение и решение правовых и экономических проблем: создание и деятельность детской общественной организации, социальное проектирование, деловые игры, правовой всеобуч; пропаганда права и свободных экономических отношений СМИ; разъяснительная работа в связи с конституционными или экономическими мероприятиями (реформы, референдумы, выборы и т.д.). Такая организация внеучебной деятельности позволяет создать условия и для овладения другими ключевыми компетентностями - информационной, коммуникативной (через особые языковые средства, правовую и экономическую терминологию), ценностно-смысловой (через ситуацию как сложноорганизованную с полноправными участниками, необходимость занять позицию другого, проанализировать ситуацию с различных точек зрения);
инновационной образовательной среды. Внедрение в учебный процесс конкретных инновационных технологий: дистанционного обучения, использования лицензионного программного обеспечения учебного назначения: «Кирилл и Мефодий», «Физикон», «Медиа - хаус», образовательных комплексов «1С» и прочих. Ненавязчиво, в доступной форме влиять на формирование экономико-правовой компетентности можно через кинематограф - современные кино и сериалы достаточно часто иллюстрируют жизненные экономико-правовые ситуации, которые возникают у школьников.
Оценивать уровень сформированности экономико-правовой компетентности школьника необходимо по следующим критериям.
Когнитивно-познавательный отражает диапазон имеющихся экономических и правовых знаний. Обучающиеся, должны уметь адекватно оценивать реальные экономические и юридические ситуации, находить и применять информацию для их разрешения и повышать уровень экономико-правовой компетентности в процессе самообразования.
Деятельностно-креативный отражает наличие умений, позволяющих осуществлять экономическую и правовую деятельность, предполагает включенность школьника в сферу экономического и правового взаимодействия общества, характеризует направленность этой деятельности в соответствии с комплексом общественных требований, предъявляемых к уверенному экономическому поведению, эффективной и правомерной деятельности.
Личностный отражает экономически значимые качества личности: бережливость, самостоятельность, рациональность, трудолюбие, предприимчивость, позволяющие отстаивать позицию в принятии экономически обоснованных и правомерных решений.
Таким образом, для формирования экономико-правовой компетентности школьников необходим планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию школьника всей совокупностью многообразных форм, средств и методов с целью формирования глубоких и устойчивых экономических и правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного и рационального поведения в повседневной жизни.
Е. В. Тетерина
Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2147