СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Качество российского образования должно отвечать вызовам времени

Высокотехнологическая экономика требует повышения ценности знаний, формирования интеллектуального потенциала общества, основанного на системе непрерывного образования, компонентами которой являются «начальное профессиональное образование», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование». На каждом уровне актуализируется задача повышения качества образования.

Проблема качества образования является одной из самых важнейших для образовательной системы Российской Федерации. Понятие «качество образования» не имеет общепринятого определения, так как все участники образовательного процесса и заинтересованные лица вкладывают в него свой смысл:

цель государства состоит в повышения конкурентоспособности страны в мировой экономике;

для работодателей смысл качества образования связан с наличием действующей системы подготовки квалифицированных специалистов, обладающих современными академическими и прикладными знаниями, а также способностью быстро адаптироваться к потребностям экономики и изменению технологий;

образовательными учреждениями, несущими основную ответственность за качество образования, оно воспринимается как соответствие образовательной подготовки государственным стандартам в отношении номенклатуры специальностей и предметов, аудиторных и внеаудиторных часов, квалификации преподавателей и т.д.

родители и учащиеся в качественном образования видят перспективы: конкурентные преимущества при трудоустройстве, соответствующий социальный статус, возможность высокого уровня доходов.

Международной организацией по стандартизации ИСО принято следующее определение качества: «Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности» . Специалисты в области образования чаще всего под качеством образования понимают «... комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания» .

В последние годы повышенное внимание уделялось реформированию российского высшего образования, которое, по мнению многих специалистов, теряет свои преимущества, очевидные для многих стран мира. К общему образованию это также имеет прямое отношение, поэтому оно нуждается в существенных переменах. Оно является самым продолжительным по времени, в его процессе ученик получает не только общие знания, но и происходит формирование его личности, морально нравственного облика. Конечный результат проявляется в готовности выпускника школы к самостоятельной жизнедеятельности и работе, формировании устойчивой мотивации к обучению в течение всей жизни. Проводимые международные сравнительные исследования образовательных результатов школьников (PISA, TIMSS, PIRLS и др.) также подталкивают страны к пересмотру содержания и технологии образовательного процесса в школе.

Российская система дошкольного и школьного образования обеспечивает его всеобщую доступность на уровне стран с высоким ВВП. Формальные показатели свидетельствуют о высоком уровне образования населения России. Доля населения без образования и с начальным образованием составляет в России менее 2%. Одним из самых низких является доля лиц с основным общим образованием (по Международной стандартной классификации образования это «образование второго уровня) - 9%.

Приоритетный национальный проект «Образование» способствовал улучшению материально-технической базы учреждений, закупке оборудования, росту доли общеобразовательных учреждений, условия обучения в которых соответствуют современным требованиям (с 14% в 2006 г. до 52% в 2010 г).

Но есть и другая статистика. Россия занимает по таким дисциплинам, как естествознание с 26-29 по 38-40-е места, чтение с 28-29-го по 41-43-е места, математика с 21-25-го по 38-39-е места . Снижается средний балл, свыше 70% школьников не способны к анализу информации, простейшим формам исследовательской работы. Пока российские школьники значительно отстают от сверстников из других стран по умению анализировать, обобщать, прогнозировать, выдвигать гипотезы и т.д. У выпускников школ недостаточны навыки работы в коллективе, снижена мотивация к учебе, соблюдению дисциплины.

Обобщение специальной литературы показало, что к основным проблемам можно отнести сложности с доступностью дошкольного образования, ухудшение качества педагогического корпуса, рост дифференциации по качеству обучения в школах в региональном аспекте, деградация внешкольного образования и воспитания. Образование перестает выполнять функцию социального института, способствующего социализации российских школьников. На наш взгляд, на ситуацию влияют коммерциализация школы, введение ЕГЭ, влияние СМИ и другие факторы.

В современных условиях важно сохранить доступность российского образования, которым десятилетиями гордилась стран. Для этого надо снизить уровень коммерциализация школы, укрепить ее высококвалифицированными кадрами, обеспечить достойную оплату труда и социальную защиту учителей. В достойных условиях труда преподаватели смогут формировать новый уровень технологической компетенции и высокую креативность у школьников, способных обучаться в учебных заведениях более высокого уровня. Для этого целесообразно стимулирование развития неформального образования и социализации (олимпиады, конкурсы), введение принципа равенства альтернативных форм образования, способных осуществлять индивидуальные образовательные программы.

Российская система образования должна развиваться в направлениях, которые отвечают вызовам времени: необходимы новая модель отношений школы и семьи, выход за пределы формального образования, использование возможностей других социальных институтов, таких как система дополнительного образования, восстановление признания всеобщих культурных образцов, некоторые из которых до сих пор находят признание в мире.




С. А. Сократова, Л. И Васильцова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601