СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Государственная аккредитация как гарантия качества образования

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) . Роль государства в сфере образования многогранна: оно издает нормативные акты, устанавливает стандарты, стимулирует развитие образования и образовательных учреждений, является гарантом бесплатного и качественного образования.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяла, что главная задача образовательной политики - создание условий для обеспечения гарантий высокого качества подготовки выпускников на основе сохранения фундаментальности высшего образования и его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, рынка труда, общества и государства . Актуальность вопросов качества образования, в частности высшего, определяется большим числом государственных и негосударственных вузов, необходимостью увеличения финансирования сферы высшего образования, разрывом между тем уровнем и содержанием образованием, которые предлагается студентам и абитуриентам, и тем, спрос на которое предъявляется со стороны работодателей. В широком смысле качество образования подразумевает его соответствие некоторым нормам, а также «явным и неявным ожиданиям со стороны всех заинтересованных сторон» .

В России гарантом качества образования выступает государство. Государственная аккредитация вуза, проводимая Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, соединяет в себе две оценки. Во- первых, это оценка выполнения государственных требований, содержащихся в ГОС и иных нормативно-правовых документах. Во-вторых, это экспертные оценки содержания образования, использования методик и технологий, организации и управления образованием, которые не являются объектом государственной стандартизации .

Целью государственной аккредитации образовательного учреждения является установление его государственного статуса (типа, вида, категории), подтверждение уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям (за исключением образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования и дополнительного образования детей) .

Государственная аккредитация образовательного учреждения включает в себя два вида экспертизы:

а) экспертиза соответствия заявленных образовательных программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

б) экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида. Учитываются следующие виды деятельности: реализация основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования; реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования; реализация дополнительных профессиональных образовательных программ; выполнение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований; осуществление методической деятельности по профилю реализуемых образовательных программ .

В 2011 г. Рособрнадзор провел более 500 проверок различных образовательных учреждений на предмет соответствия их деятельности законодательству в 39 субъектах Федерации. В результате проверок были выявлены нарушения законодательства РФ в 90% учебных заведений. Большая часть нарушений касалась приема граждан в образовательные учреждения и выдачи документов государственного образца об образовании, несоблюдения требований государственных образовательных стандартов к содержанию подготовки, а также лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности .

Все нарушения свидетельствуют о низком качестве контроля, кроме того приводят к снижению качества образования и престижа образовательных учреждений. Несмотря на несоответствие деятельности образовательных учреждений законодательным актам, большинство из них сохраняют лицензию и аккредитацию. Одним из способов повышения качества контроля и оценки качества образования могло бы стать более широкое участие общественных негосударственных организаций в данной сфере. В настоящее время в России действует всего несколько общественных организаций, например, Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), Ассоциация инженерного образования (АОИР) и Ассоциация юристов России (АЮР). Все они выступают за проведение добровольной аккредитации в дополнение к государственной. Однако в целом общественные организации не принимают активного участия в оценке качества высшего образования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственная аккредитация является важным инструментом гарантии качества высшего образования, позволяющим регулировать деятельность образовательных учреждений. При этом деятельность негосударственных организаций в этой сфере могла бы способствовать повышению качества оценки образования и росту престижа высшего образования.




И. А . Скотникова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург)


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601