Важнейшим фактором экономического развития любого государства является образование. Наука и технология определяют степень экономической жизнеспособности государств в мировом хозяйстве, что обусловлено острейшей конкуренцией на мировом рынке. Для движения России по общецивилизационному пути развития, обеспечения ее национальных интересов и национальной безопасности решение насущных проблем образования необходимо отнести к числу первоочередных. В этой связи актуально не только принятие национальной доктрины образования, но и подкрепление ее финансовыми средствами.
Каждый человек, вступающий в жизнь, проводит от десяти до двадцати лет в учебных заведениях разного типа и характера. При всем стремительном продвижении современных технологий мы можем констатировать, что никакой качественной перемены в самом устроении системы образования не произошло. Однако внутренне механизм образования очень сильно переменился и далеко не лучшим образом.
Социально-экономическая ситуация в современной России отражает переломный, переходный характер переживаемой эпохи. С одной стороны, разрушены социальные и технологические структуры, системы управления, характерные для социалистического общества и плановой экономики. С другой стороны, не созданы прозрачные, эффективные рыночные структуры и соответствующая система отношений. Многие либеральные проекты последнего десятилетия ставят под сомнение судьбу будущих реформ. Произошедшее социальное расслоение, исключительно высокий уровень социальной, региональной, отраслевой дифференциации, типичный для колониальных, а не для развитых стран, также осложняет ситуацию. Все эти трудности и противоречия отражаются и в системе образования России, и в проводимых реформах.
Ситуация в российском образовании довольно объективно охарактеризована в научной литературе. Большинство авторов называет ее кризисной. Суть кризиса объясняется отставанием качества образования от потребностей личности и общества, от изменений, происходящих в мире. Хотя отмеченное отставание качества образования наблюдается практически во всем мире, в России это отставание заметно больше, чем у развитых стран. Две главные причины - ошибочная образовательная и кадровая политика, недостаточное финансирование. Общее направление ведущихся в России образовательных реформ характеризуется дефундаментализаци- ей образования. В школе систематически сокращается преподавание предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла. Игнорируется необходимость образования творческих, самостоятельно мыслящих специалистов, формирования, прежде всего, умения учиться. Упор делается на информацию, «наполнение» обучающихся знаниями по принципу - чем больше, тем лучше.
Содержание, темпы изменения знаний быстро меняются и нарастают, что делает труд преподавателей более сложным и напряженным, а значит, требуется более высокая его оплата. В России высшее образование финансируется в лучшем случае на 40% от достаточно скромных запросов.
В вопросах образовательной деятельности заметно отдаляются мнения власти от общественности, науки и от ученых. Не случайно все предпринимаемые попытки модернизации системы образования последних двадцати лет не эффективны, уроки из этого не извлекаются .
По мнению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко модернизация российского образования в первую очередь должна коснуться профессионального образования: «На сегодняшний день мы считаем, что приоритетом мы можем и должны сделать развитие системы профессионального образования». В числе задач также, А. Фурсенко назвал формирование общенациональной системы оценки качества и создание общегосударственной сети передовых вузов: «Мы должны создать жесткую рамку, которая держала бы на себе структуру высшего образования в России». Требованиями к ведущим вузам должны выступать: ведение фундаментальных и прикладных исследований, участие в практических задачах развития экономики, перспективные разработки в области образовательных технологий .
Следовательно, необходимость проведения реформы системы образования очевидна и востребована. Для осуществления комплексного реформирования образовательной системы страны, нужна работа по следующим направлениям:
увеличение объемов финансирования из федерального бюджета на развитие материально-технической базы образовательных учреждений, информатизацию и компьютеризацию образовательного процесса;
разработка системы определения потребности страны в специалистах, позволяющую выбрать приоритетные направления их подготовки в соответствии со спросом со стороны различных сфер производства и для исключения перепроизводства специалистов того или иного профиля;
расширение количества участников образовательного эксперимента - учреждений среднего и высшего профессионального образования по совмещению ЕГЭ и вступительных испытаний в вуз;
пересмотр качественного и количественного состава учебных дисциплин, преподаваемых в школах, высших и средних учебных заведениях;
формирование подхода к школе не только как к образовательному учреждению, но и как к центру решения многих социальных проблем;
повышение престижа и достоинства преподавательского труда .
Основными условиями успешной модернизации системы образования в России являются:
во-первых, обновление содержания и форм образования, а следовательно: изменение форм контроля - от госконтроля к общественным формам; активное внедрение электронных и мобильных форм образования; выпуск в огромных количествах отечественной компьютерной техники - качественной и по доступной цене; отмена некачественного ЕГЭ, внедрение добровольных форм текущего и итогового контроля знаний, расширение в текущем учебном процессе масштабов применения устных форм контроля; разработка научно обоснованных показателей качества учебного процесса;
во-вторых, для повышения уровня образованности населения нужны десятки вузов нового, распределенного типа, имеющие множество качественно работающих филиалов. Ныне в России взят противоположный курс на свертывание числа филиалов, под предлогом низкого качества их работы;
в-третьих, создание новой учебно-технологической среды и усиление профессионального саморазвития студентов. В школах предстоит осуществить поворот от обучения знаниям к более широкому процессу развития личности учащихся;
в-четвертых затрудняет модернизацию заметное отчуждение государства от общества. Преодоление отчуждения может способствовать партиципация - всемерное привлечение граждан к управлению государством. Это и есть главная политическая проблема модернизации российского образования .
Очевидно, что при совершенствовании системы образования возникает несколько проблем. Первая - сохранить то положительное, что имеется в существующей системе. Вторая - если что-то полезное для общества было утрачено в образовании за предыдущие годы, то необходимо восстановить это. Третья - основная: привести систему образования в соответствие с запросами общества.
Несмотря на состояние глубокого кризиса образования, из которого сегодня пытаемся выйти в России много одаренных, талантливых людей. Потрясающая возможность русских людей к самоорганизации дает возможность продвигаться им в жестких социальных условиях к высокому уровню образованности и воспитанности. Реформу образования, прежде всего, надо проводить в разрезе кардинального улучшения качества, а именно того, кто и как преподает в российских учебных заведениях, насколько это применимо в реальной жизни и соответствует реалиям сегодняшнего времени.
А. А. Синкевич, М. И. Плутова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 13898