СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Изучение права в неюридических вузах как способ воспитания ответственного гражданина

Современное общество России переживает радикальные реформы. Построение правового государства, переход к рыночным отношениям в экономике, кризис в социальной, политической сферах, поляризация мнений и общественных движений, обновление законодательства обусловливают необходимость особого внимания к проблемам правового образования. От высшей школы требуется уточнение подходов к содержанию правовых дисциплин и процесс правового воспитания студентов.

Современная ситуация в России показывает, что в массовом сознании право не является безусловной ценностью. Более 15 лет происходит изменение законодательства и накопление соответствующей правоприменительной практики и при этом более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правового сознания населения. Это тревожный фактор, ставящий проблему формирования правового сознания и правовой культуры наших граждан в ранг приоритетных задач государственной политики. Причина этого в том, что в начале 1990-х гг. преподавание правовых дисциплин в средней школе было прекращено, потому что необходимо было кардинального обновить законодательство России. Принятый Министерством образования России в 1995 г. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений, узаконил исчезновение самостоятельного учебного предмета в школах - основы права. Такая практика сегодня становится неудовлетворительной и нуждается в пересмотре, так как подтверждает, что «граждановедческие» курсы не обеспечивают получение достаточных знаний об основах права, формирования навыков правового поведения и правовой культуры школьников.

Изучение права в неюридических вузах способствует решению государственных, общественных и образовательных задач: построение правового государства; становление гражданского общества; воспитание ответственного гражданина, его культурного развития, усвоения гражданских прав и обязанностей; определения своего места и роли в обществе. Правовое образование необходимо каждому гражданину для осознания свои права и свободы, применения конституционно закрепленных прав в собственных интересах и интересах сограждан и использования реальных возможностей правовой защиты своих интересов, гражданских прав и свобод .

Правовому воспитанию еще в древние времена уделялось весьма большое внимание. Исследователи отмечают, что по свидетельству Цицерона, содержание Законов XII таблиц сыновья римских граждан заучивали наизусть, для того, чтобы показать свои знания во время испытания в день совершеннолетия .

Рыночные отношения доминируют в экономическом укладе России, именно поэтому значимость правового образования возрастает многократно. Знать о праве, в общем, и целом уже недостаточно - необходимы развернутые знания о юридических нормах, а также о механизме защиты правовых интересов. Следовательно, большое значение имеет повышение правовой подготовки, правовой культуры всех граждан нашего общества (государственных и муниципальных служащих, руководителей хозяйственных обществ, частных предпринимателей, менеджеров и других), которые ежедневно, так или иначе, решают правовые вопросы, не имея никакой юридической подготовки.

Похожая ситуация в правовой подготовке педагогов. Проблемы начинаются еще с вузовской скамьи при освоении образовательных программ, разработанных на основе государственных образовательных стандартов по педагогическим специальностям.

Исследователи отмечают, что большинство студентов неюридических вузов рассматривают право только как средство принуждения, орудие наказания. В известной мере такое представление формируется под влиянием средств массовой информации, подчас односторонне показывающих назначение права. Но назначение права не только в этом. Главной, в гражданском обществе является его регулятивная функция. Установление широкого круга субъективных прав, четкая регламентация юридических обязанностей, порядка их реализации и исполнения, указание на средства защиты прав от возможных нарушений, а также на меры поощрения, применяемые в случае добросовестного исполнения своих обязанностей, - вот далеко не полный перечень правовых средств, с помощью которых достигаются организованность и порядок в общественной жизни, и именно это составляет основу правового регулирования в нашем обществе.

Для повышения общего уровня правовой подготовки студентов необходимо преодолеть абстрактный характер преподавания курса «Правоведение», увязать его содержание с основами правовых знаний, полученных в школе, улучшить методику преподавания. Абстрактный характер выражается в том, что изучение правовых вопросов по существу недостаточно связывается с будущей профессией выпускника вуза. Студенту даются основы знаний по всем отраслям права в традиционном стиле. В известной мере это оправдано, так как студент должен усвоить понятие системы права, его важнейшие отрасли и институты, уметь пользоваться основными правовыми документами, применять их на практике. Вместе с тем следует найти оптимальное сочетание необходимого минимума знаний, который должен быть у студента в области права, с учетом особенностей будущей специальности или предпринимательской деятельности, в которой ему предстоит работать.

Поэтому, содержанием педагогики права должны быть не только конкретные нормы закона, а, прежде всего основные юридические понятия и конструкции, способы и формы их практического использования в различных правовых системах. Право должно преподаваться как наука (система научных знаний), а не как комментарий к действующему законодательству. Этот путь гораздо сложнее, чем привычный для многих пересказ содержания закона или других нормативных актов. Но именно он, является научным и единственно возможным в современных условиях быстрого изменения отечественного законодательства. В результате студент должен усвоить общепризнанные цивилистические постулаты и уметь самостоятельно анализировать их различное законодательное оформление, а также овладеть основными навыками практического использования гражданско-правовых средств в будущей профессии и повседневной жизни .

Следовательно, необходимо:

ввести в среднюю школу обязательный курс «Основы Российского государства и права», который был бы направлен на создание условий для формирования у школьников уважения к праву, собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции, на формирование индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования;

отмеченные недочеты правовой подготовки в высшей школе неюридического профиля, необходимо преодолеть, учитывая при этом необходимость введения системы правовых учебных курсов, которые сопровождали бы обучение студента на протяжении всего периода подготовки в вузе и выполняли бы базовую функцию при раскрытии специальных правовых тем в дисциплинах предметной подготовки;

необходимо повсеместно начать переподготовку и повышение квалификации преподавателей правовых дисциплин, охватывая при этом те отрасли права, которые необходимы для подготовки специалиста, в конкретной сфере будущей его деятельности.




А. Н. Романов, Ю. Ю. Севрюкова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Арбитражный суд, защита гражданских прав': 669