Современная жизнь студентов состоит из стрессовых ситуаций, наполненных напряжением, волнением и переживаниями, возникающие в следствие учебной деятельности и в результате социального взаимодействия. Стрессовые ситуации в реальной жизни, к несчастью, не имеют расписаний и возникают совершенно внезапно, вне зависимости от желания субъекта деятельности. Стресс прочно вошел в профессиональную деятельность не только профессий, представители которых подвержены дополнительным рискам, но и юристов, руководителей подразделений, технологов сложных производств, не говоря уж о представителях таких профессий как врачи, учителя, менеджеры и т. п.
К современному соискателю на любое рабочее место стрессоустой- чивость предъявляется одним из основных требований, что обусловлено быстроменяющимися условиями производства и мышление современной молодежи. Более того, нередко соискатели при устройстве на работу подвергаются испытаниям в отнюдь не тепличных условиях, а выполняя профессиональное задание на время. Каким образом выпускнику вуза (даже с красным дипломом) удастся пройти такое собеседование, если в процессе обучение будут отсутствовать стрессовые ситуации пусть даже смоделированные? Провал в таком случае практически гарантирован даже при высоком уровне профессиональных знаний.
Определяя актуальность предложенного исследования, мы выделили следующий момент: отдельные преподаватели считают, что студентов необходимо испытывать «на стресс», чтобы наверняка знать знает ли студент материал или нет, а также считают, что тем самым подготавливают студента к профессиональной деятельности, в которой возможны экстремальные ситуации. Отчасти в некоторых случаях это оправданно, так как неготовность к стрессовым или иным «внештатным» ситуациям может в реальной жизни стоить человеку здоровья, денег и даже репутации.
Анализируя научную литературу по данной проблеме, мы заметили, что термин «стресс» используется в трех значениях.
Понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение.
Понятие стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (coping processes), происходящие в самом человеке.
3. Понятие стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие.
Выделяют два вида стресса: дистресс и эустресс. Под дистрессом понимают чрезмерный стресс с обязательным ухудшением адаптации организма к среде и с обязательным же сопровождением отрицательными эмоциями. А под эустрессом понимают положительный стресс без нарушений адаптации организма и в присутствии положительных эмоций.
Различие в понимание стресса связано с проецированием во внешнюю среду, со свойственными психологическими особенностями субъекта, результата восприятия стрессовой ситуации, в которой он оказался.
Введем определение стрессовой ситуации. В нашем исследование, под стрессовой ситуацией будем понимать вид неординарной социальнопсихологической ситуации, в том числе и профессионально-трудной ситуации, которая содержит объективные повышенные требования к адаптационным потенциалам (ресурсам) человека, детерминирует изменения психического состояния человека и качество взаимодействия в системе «субъект - ситуация» .
С учетом выше сказанного охарактеризуем понятия дистрессовая ситуация и эустрессовая ситуация. Дистрессовая ситуация - это ситуация, содержащая психологический дискомфорт, направленный на унижение личностных достоинств к кому она применяется. Эустрессовая ситуация - это ситуация, содержащая психологическое напряжение, переходящее в состояние комфорта по результатом ее разрешения.
В результате проведенного исследования в рамках учебной деятельности студентов мы выявили организованные преподавателем ситуации направленные на появление стресса у студентов с целью формирования конкурентоспособного специалиста:
испытание ожиданием. Это распространенная ситуация, когда студенту приходится ждать преподавателя в назначенное время, а он не принимает, ссылаясь на занятость, или задерживается в дороге;
испытание дискомфортом. Студента ставят в ситуацию, когда ему необходимо обратиться к преподавателю с вежливой просьбой. Например, попросить повторить произнесенную фразу, потому что преподаватель произнес ее один раз и очень быстро или смысл фразы был не понятен студенту, в связи с тем, что преподаватель не адаптировал ее под соответствующее восприятие студентов и т.п.;
испытание грубостью. В ходе оценивания знаний студента преподаватель игнорирует возражения студента, по поводу объективности оценивания его знаний, и не объясняет свое мнение о результате проведенного оценивания;
испытание нетактичностью. В ходе учебной деятельности преподаватель может задавать вопросы на личные интимные темы, не имеющие никакого отношения к профессиональной деятельности;
испытание перекрестным опросом. Зачастую такие ситуации возникают на экзаменах (зачетах), когда присутствуют два преподавателя. При чем может быть выбрана тактика «друг и враг», а может «судья и прокурор». При первой тактике один преподаватель агрессивен и постоянно провоцирует студента на совершение ошибки, а другой наоборот добрый и становится на защиту и помощь. При второй тактике один преподаватель агрессивен и постоянно провоцирует студента на ошибку, а другой преподаватель созидает;
испытание профессионализмом. В ситуациях, когда студент совершает действия не соответствующие установленными нормами данного учебного заведения, то преподаватель задает вопрос студенту о понимании смысла своих действий и соответствия их будущей профессиональной деятельности. Эффективнее всего такое испытание проходит среди группы студентов, такая ситуация заставляет студента осознано задуматься.
Заметим, что ситуация, в которой организовано преподавателем испытание для студента, может быть дистрессовой или эустрессовой. Психологическое направление ситуации будет зависеть и от адаптации студента в организованных условиях, и от ведущей направленности ситуации, которая преследует осуществление цели преподавателя, и от психологических установок студента на данный учебный процесс или на участников учебного процесса.
В разных стрессовых ситуациях разные студенты могут придерживаться одной или несколькими психологическими установками, это зависит от функции психологической установки личности. Выделим наиболее распространенные функции психологической установки студента, с целью «борьбы» со стрессовой ситуацией:
функция защиты, с помощью соответствующих психологических установок личности не допускают вредные или нарушающие стабильность личности действия и сигналы;
функция преграды, с помощью соответствующих психологических установок личности не допускаются действия и сигналы хоть каким-либо способом влияющие на изменения в сознании личности;
функция самоутверждения, с помощью соответствующих психологических установок личности осуществляются действия, способные сформировать у окружающих желательное мнение.
Таким образом, особую важность в продуктивном влиянии на студента с помощью стрессовой ситуации оказывает компетентность преподавателя, ни только в области изучаемой дисциплины, но и в области организации психологических взаимоотношений с целью создания благоприятных условий для формирования компетентного и конкурентоспособного специалиста.
Д. В. Ребро, И. В. Ребро
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
(Волгоград)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2506