Образование играет важную роль в жизни человеческого общества, поскольку развитие государства неразрывно связано с уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Современное состояние образования в России обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. Даже в тяжелейшем 1942 г. на нужды образования советская власть выделяла 5,7% из своего крайне напряженного бюджета, а уже в 1950 г. эти расходы достигли почти 14%. В 1990-е гг. доля финансирования образования из федерального и местных бюджетов неуклонно снижалась. В начале этого века в России наблюдалось существенное увеличение бюджетных расходов на образование: в 2001 г. прирост расходов федерального бюджета составил по отношению к 2000 г. 43% в текущих ценах; в 2002 г. по отношению к 2001 г. - 49%; затем идет постепенный спад, однако в 2005 г. снова начинается подъем - прирост расходов по отношению к 2004 г. достиг 32%, а в 2007 г. (фактически развертывание национальных проектов) по отношению к предыдущему - 38%. Однако в федеральном бюджете на 2008-2010 гг. предполагалось снижение темпов прироста расходов на образование до уровня ниже темпов инфляции. Из этого можно сделать не очень приятный вывод: объявление образования приоритетом или обеспечивало только компенсаторный рост расходов после значительных спадов 1990-х гг., или было следствием политических решений в рамках избирательного цикла.
Однако «затухающая кривая» расходов на образование может быть объяснена не только особенностями политического цикла. С одной стороны, компенсационные выплаты за прошлые периоды подошли к завершению примерно к 2004 г. С другой - среди части политической элиты существует понимание, что нецелесообразно раздувать бюджетные выплаты без начала осуществления внятной концепции институциональных реформ.
К тому же быстрый рост бюджетных расходов на образование породил ряд новых, неожиданных проблем. Он начал ломать сложившуюся модель развития системы вузовского образования: форсированный рост численности платных студентов, который позволял частично компенсировать острую нехватку бюджетных средств и получать экономию от масштаба. В последние годы быстрое наращивание бюджетных расходов в расчете на одного студента-бюджетника начинает ограничивать доступ к высшему образованию населения тех регионов, где среднедушевые расходы увеличиваются существенно меньшими темпами по сравнению с ростом указанных расходов. В среднем по РФ доступный населению уровень платы за обучение составлял в 2007 г. 45 тыс. р., а средняя цена платного обучения превысила 54,5 тыс. То есть субсидирование обучения бюджетных студентов за счет платных фактически прекратилось. В условиях массового стремления к высшему образованию и при слабой способности граждан отличать качественное образование от прочего можно ожидать переключения значительной части спроса на более дешевые и чаще менее качественные программы негосударственных вузов (в них плата в среднем на 20% ниже, чем в государственных). Тем самым рост бюджетного финансирования может иметь оборотной стороной дальнейшее снижение качества высшего образования. Выходом из этой ситуации может стать или снижение доступности высшего образования (это ударит по низко- и средне доходным группам населения, что политически мало приемлемо), или ускоренное развитие системы доступного образовательного кредитования. Серьезной проблемой становится отсутствие внятных и логически взаимосвязанных принципов финансирования государственных вузов.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Закон предусматривает единые принципы формирования бюджетных средств на образование на всей территории РФ на основе государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых, которые ежегодно должны утверждаться федеральным законом одновременно с законом о бюджете. Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в соответствии с темпами инфляции. Таковы требования законодательства, но реальная практика формирования бюджетов свидетельствует о том, что эти положения не выполняются.
Следует выделить две группы задач (или действий), решение которых необходимо для достижения поставленных целей модернизации образования. Требуется, с одной стороны, выделение дополнительных бюджетных ресурсов на повышение оплаты труда и усиление действенности стимулирования работников этой сферы, с другой стороны - осуществление институциональных и структурных реформ. Две названные группы задач неотделимы друг от друга. Было вы политически опасно и экономически неэффективно решать одну задачу при игнорировании другой. Однако вероятность такого развития событий весьма высока: в последние годы наблюдается заметный рост финансовых вливаний при дефиците институциональных реформ. Увеличение финансирования без институциональных реформ может привести к отрицательным результатам. Высокая зарплата будет способствовать не обновлению персонала, а консервации кадров, сохранению тех преподавателей, которые потеряли квалификацию и не смогут лучше учить. Увеличение расходов на оборудование может обернуться тем, что закупаться оно будет по завышенным ценам и далеко не то, которое действительно необходимо для учебных классов и лабораторий.
Риск опережающего решения финансовых задач по отношению к институциональным реформам весьма велик, и тому есть несколько причин. Во-первых, сектор высшего образования действительно недофинансирован: расходы на высшее образование в расчете на одного студента в нашей стране составляют чуть более 40% по отношению к средним расходам по странам ОЭСР (по паритету покупательной способности). Во-вторых, у государства имеется большой объем свободных финансовых ресурсов, связанных с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. В-третьих, в обществе и политической элите существует стремление эти деньги потратить. Для повышения эффективности и качества образования нужны более существенные финансовые и интеллектуальные инвестиции в тех, кто образовывается и кто образовывает, т.е. прежде всего в учащихся и преподавателей. Но эта истина недостаточно представлена в реальных действиях правительства России.
Е. Плесовских, В. В. Ильяшенко
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - „ПУТЬ НАВСТРЕЧУ“» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.)Часть 2 Направления: Проблемы и перспективы развития системы образования, Управление знаниями - подготовка инновационно-ориентированных кадров 14. Регулирование рынка труда, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 7483